Домик для совы
Домик для совы
Неясыть длиннохвостая или уральская – второй по величине представитель этого вида в наших краях. Размах ее крыла – более метра. Занесена в Красную книгу Новосибирской области. В лесах, окружающих Академгородок, мало деревьев, пригодных для гнездования: сосны почти не образуют дупел, в которых любят селиться совы. Поэтому для них делают домики – дощатые ящики и дуплянки, вырезанные из целого куска сухой сосны.
Мастер на все руки
Андрей Ли, риэлтор по профессии, эколог по образованию и орнитолог по призванию души, рассказывает, как впервые увидел неясыть в лесу в Нижней Ельцовке.
– Это было необычайно красиво. Крупная светлая, почти белая птица с отдельными черными перьями как будто одета в королевскую горностаевую мантию. Величественное зрелище. Поражает ее спокойствие и осознание собственной силы, она не боится человека и может поселиться рядом с его жильем.
Первый домик для неясыти Андрей Иванович делал около полутора месяцев самым трудоемким способом – с помощью стамески, дрели и сверла. Использовал сосну: пропитанные смолой волокна долговечны, а структура древесины – прямая, ее легче расщепить. Дуплянка получилась похожей на ступу Бабы-Яги – большая колода с глубокой выемкой и дном. Но после сушки дерево растрескалось. Тогда пришлось по крупицам искать информацию по бортничеству – изготовлению из колод ульев для пчел (принцип создания одинаков). Пригодились и знания бондарного мастерства – секреты изготовления бочек. Один из них – стяжка обручем. Металл в кузнице раскаляли почти докрасна, а потом сразу же надевали на бочку. Дерево загоралось, его тут же заливали водой. При охлаждении обруч моментально стягивался. В квартире все это нереально воссоздать, поэтому Андрей Иванович использует хомуты – стальные ленты с ушками с двух сторон. В них просовывается болт и затягивается гайкой.
– Без усилий со стороны «коллективного разума», то есть без помощи Интернета, я бы не справился, – вспоминает Андрей Ли. – Изучал материалы по изготовлению бортей (ульев), форумы орнитологов со всего СНГ, меня консультировали бондари из Минска. Оказалось, многие мелочи имеют значение. Например, совы больше любят светлые дуплянки, более охотно их заселяют. А я хотел домики маскировать, затемнять под цвет ствола.
Следующая проблема, с которой столкнулся Андрей Иванович, – нагрузка на крепления. Домик довольно тяжелый – 20-25 килограммов. Чтобы он не упал, пришлось изучить, что такое коуш, рым-гайка, талреп и прочие такелажные премудрости. Для защиты от воды тоже перепробовал множество средств. Самым экологичным оказалось вощение – заливка «крыши» разогретым воском.
Важно учесть и диаметр дуплянки. Природные дупла редко бывают большими. Но когда неясыти тесно, она уменьшает число яиц в кладке. Если размер домика позволяет, то может и пять совят вывести, а в маленьком дупле – лишь одного.
– Помню, меня поразила такая фотография: расщепленное пополам дерево, и в его сердцевине сова высиживает птенцов. С одной стороны торчит хвост, а с другой высовывается голова. И комично, и переживаешь за птицу – постоянно под дождем, снегом и на ветру.
Но просторную дуплянку тоже делать нельзя. Когда неясыть садится на яйца в начале марта, еще холодно. Тепла ее тела может не хватить. Оптимальный размер должен быть таким, чтобы будущая мама закрывала собой дно дуплянки.
Определенная толщина стенок – тоже обязательное условие. Тонкостенный домик сова не занимает. В нем будет либо холодно, либо жарко, да и дятел запросто может расколоть стену.
Все эти тонкости Андрей Иванович учел. Где-то с десятой дуплянки технология изготовления прояснилась, теперь ее и патентовать можно!
Как это работает
Как повесить готовую дуплянку? Андрей Ли обратился в туристический клуб «Экватор» к своему знакомому Игорю Макарову (на снимке). У членов клуба был опыт верхолазанья по деревьям: однажды пытались спасти высоко взобравшегося кота. Туристы взялись помочь.
Размещают домики в глухом сосняке. Расстояние между гнездами сов в природе часто достигает 1,5-2,5 км. Неясыть выбирает укромные места, а рядом должно быть пространство для вылета – просека или поляна. Сергей Абрамов, программист, выпускник НГУ, рассказал корреспонденту «Навигатора», как вместе с друзьями по клубу они размещали дуплянки в заранее выбранных местах. Чтобы поднять их на дерево, нужен опыт. Вначале закидывается веревка на нижнюю ветку. Это самый рискованный момент, потому что здесь невозможна страховка. Пробными рывками проверяется, выдержит ли сук вес человека. На первой крепкой ветви прикрепляется страховка. Дальше подниматься уже не так опасно. Когда верхолаз забирается на высоту около 10 метров, помощники помогают ему поднимать дуплянку. Вся процедура занимает не более часа. Теперь самое важное – закрепить домик. Под крепежные тросы обязательно подкладывается кусок доски или крупные сучья, чтобы не пострадала кора дерева.
– Мне доставляет эстетическое удовольствие глядеть на развешанные домики. Андрей Иванович делает их с такой любовью, что они получаются толстенькие и приземистые, как молодые грибы-боровики, – говорит Игорь Макаров.
Чтобы приобрести альпинистское снаряжение ребятам из клуба «Экватор», Андрей Ли подал заявку на грант областного правительства.
– Размер гранта по направлению «экология» не должен был превышать 50 тысяч рублей, – рассказывает Андрей Иванович. – Мы рассчитывали приобрести две связки оборудования, чтобы на высоте одновременно могли работать двое. Но получили всего 20 тысяч рублей, за вычетом налога на покупку снаряжения осталось 17 тысяч. Хорошо, что на одну связку хватило. В общем, с миру по нитке – нищему на рубашку.
Ну а результат не заставил себя долго ждать. В трех дуплянках, повешенных весной, поселились совы. Они вывели потомство и через год обязательно вернутся в облюбованные ими домики. 12 новых «квартир» тоже наверняка не останутся без жильцов.
Юлия ВЕРХУША
Фото из личного архива А. Ли
Комментарии
Информация есть на Инфонароде.