Для чего нужны дразнилки
Для чего нужны дразнилки
Дразнилки – особый элемент детской субкультуры, в котором можно выделить несколько важных компонентов, частей.
Во-первых, дразнилка, умение ее повторить, не говоря уже о том, чтобы сочинить, – это показатель высокой речевой компетенции: звуки необходимо произносить отчетливо, дразнилка должна быть уместной, содержательно наполненной и забавной. Причем в начале творчества дразнилок ребенок как будто пробует слова на вкус, комбинируя их и сопоставляя: Андрюшка – Печенюшка; Настена – Сластена; Аня – Баня и пр.
Повторение понравившегося слова развивает и укрепляет артикуляционный аппарат. Поэтому логопеды для автоматизации тех или иных звуков иногда рекомендуют родителям играть с ребенком в дразнилки – весело и полезно.
Затем методом проб и ошибок малыш ищет те формы рифмы, которые будут вызывать больший эмоциональный отклик. Так появляются пары: Андрюшка – Хрюшка; Саша – Каша; Машка – Промокашка и пр.
На следующем уровне – приобщение к детскому фольклору и освоение его классических экземпляров:
Воображуля номер пять вышла с мальчиком гулять,
Воображуля номер шесть в окошко хочет влезть…
Первые на танках – вторые на поганках…
Во-вторых, дразнилки почти невозможно представить вне социального контекста, в изоляции, вне общения с другими детьми. Ребенку необходимо понять, разобраться в том, когда уместно воспользоваться дразнилкой, в общении с кем это возможно, с кем – недопустимо. Следовательно, использование такой формы общения способствует социальному развитию.
Маленькие дети, как правило, не пользуются дразнилками – им не хватает речевой компетенции. К пяти годам большинство могут освоить такой навык. Пять лет – это также расцвет периода ролевых игр, когда дети уже умеют придумывать довольно сложные многоплановые сценарии, где строят разнообразные отношения между персонажами. Наибольшим авторитетом в среде 5-6-летних обычно пользуются те, кто «за словом в карман не лезет», у кого на всё готов ответ, в том числе и рифмованно-дразнящий, а также те, кто умеет придумывать интересные игры для большого (3-5) числа участников. Именно в этом возрасте актуальна «защитная» фраза: кто обзывается – тот сам так называется!
Таким образом, от дразнилок только польза, если относиться к ним как к речевой и социальной разминке. Однако иногда родителям кажется, что сын или дочь страдают от того, что их дразнят. Слово «кажется» здесь не опечатка: случается, ребенок только от родителей узнает, что на те или иные слова окружающих надо обижаться, а сам по себе может не чувствовать в них обидного контекста. В любом случае можно поговорить о природе обиды. Например, подвести к зеркалу и спросить:
– Обидишься ли ты, если я скажу, что у тебя зеленые волосы?
Скорее всего ребенок ответит, что они русые, черные и пр.
– Значит, я говорю неправду и это не обидно, верно? А что изменится, если я скажу, что ты глупый?
– …
– В зеркале этого не видно так явно, как цвет волос, поэтому ты сам начинаешь сомневаться, а потом и обижаться. А если ты точно знаешь, что умный, то мои слова – такая же глупость, как и про цвет волос.
Повторять это упражнение можно снова и снова, пока ребенок не усвоит, что обидеть человека невозможно, если он сам не хочет обижаться: обидные слова – либо неправда, либо правда, которую человек и так о себе знает.
Для 6-7-летнего уверенного в себе ребенка все становится понятно. Хотя такого не просто обидеть обычной дразнилкой. Это ставит перед нами совсем новую задачу – как помочь обрести сыну или дочери уверенность в себе.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии