Дачный детектив: кто съел морковку?
Дачный детектив: кто съел морковку?
Новосибирские дачники в панике – урожай, и так небогатый из-за позднего холодного лета, уничтожают неведомые вредители. Из уст в уста передаются рассказы об «алтайской собачке» или цокоре – страшном грызуне, мигрировавшем на наши огороды с Алтая.
Алтайская собачка – мифическое животное
Сперва об алтайской собачке было решено разузнать на интернет- форуме алтайских дачников. Оказалось, что они с таким зверем не знакомы, но припомнили «казахстанскую собачку», которая в этом году огороды обошла стороной. Поиски следов неведомой зверушки продолжились в Институте систематики и экологии животных СО РАН. Старший научный сотрудник Виктор Панов сообщил, что «алтайской собачки» вообще не существует:
– Возможно, люди слышали название «луговая собачка» и по аналогии придумали это название.
Луговые собачки – грызуны семейства беличьих – живут в Северной Америке. У нас же, по мнению Виктора Панова, луговыми собачками в народе называют всех грызунов, кто роет норы в лугах. Это и кроты, и водяные полевки, и слепыши, и сурки.
Сурок не виноват
Сурок у нас водится только один – лесостепной, он же сурок Кащенко. Крупный грызун (весом до 4-х кг), по слова Виктора Панова, людей старается избегать. Его вотчина – луга, которые почти исчезли в окрестностях Академгородка: вокруг лишь леса да вспаханные поля. Вместе с лугами уменьшается и численность сурков; сегодня они уже занесены в региональную красную книгу. Так что сурки не виноваты в опустошении огородов. Быть может, морковку съел цокор?
У цокора есть алиби
– Цокор относится семейству слепышевых и выглядит так, что впору испугаться, – рассказывает Виктор Панов. – В длину 30 сантиметров, весит до полукилограмма. Но главное – торчащие острые зубы и жутковатые серповидные когти длиной по 3-5 см на всех четырех лапах, этакий «маникюр Фредди Крюгера». Но характер у него добродушный – полоснуть когтем может лишь случайно.
Вероятность попасть цокору под горячую лапу мала. Во-первых, весь свой остро заточенный арсенал он использует только в мирных целях – роет подземные ходы и на поверхности почти не бывает. Во-вторых – на правом берегу Оби его просто нет. Ближайшие поселения – в Колыванском и Коченевском районах.
– У алтайского цокора свой ареал, и за его пределы он не выходит, – уверен ученый. – Да и как подземный житель переберется в окрестности Новосибирска? Ведь от Коченево до нас цокорам придется рыть подземный ход.
Свое присутствие в ближайших окрестностях Новосибирска цокор обнаружил бы сразу. Зверек ни в чем себе не отказывает: роет роскошные трехэтажные подземные апартаменты. На первом этаже – длинные кормовые ходы, на втором – жилые помещения, под ними – кладовые. Внешне такое строительство проявляется в огромных «выбросах» – кучах земли у норок цокора. В высоту эти холмики достигают полуметра, в диаметре – больше метра.
– Нас несколько раз вызывали «на цокора», – рассказывает биолог, – но каждый раз это оказывались обычные муравейники.
Кто украл морковку?
У Оксаны Ивановой дача в Ключах.
– Рядом заброшенные участки, – рассказывает она, – грызунам там раздолье, никто не гоняет. Съели на даче всё: лук и морковка, словно косой скошены, одна ботва лежит. Видели этих гурманов пару раз – большие, красивые, рыжие, нас не боятся. Пытались бороться с ними, вкопав в землю металлическую трубу и привязав к ней гайку, чтобы стук был под землей слышен – не помогло.
– Возможно, дачу атаковали хомяки обыкновенные, предположил Виктор Панов. Это достаточно крупные зверьки, весом до 700 граммов. У них рыжий мех, на горле и брюшке чередуются белые и темные пятна. Хвостик короткий, сходящий на конус. Это довольно мощные зверьки и врагов у них не много – этим, возможно, и объясняется их бесстрашие. Численность их невелика, зато съесть такой здоровяк может граммов 200 за один присест. Хомяки – «хуторяне», живут поодиночке, роют глубокие норы. Гнездовые камеры могут располагаться на 3-4-метровой глубине, а за пропитанием зверек отправляется на поверхность. Можно попытаться залить хомячью нору. Скорее всего, обнаружив вместо дома бассейн, он переберется туда, где суше.
Впрочем, среди огородных вредителей есть и любители сырости, например, водяные полевки.
Полевка – это не только ценный мех…
Дача Екатерины Кузиной в поселке Плотниково, на берегу Ини. – Сгрызли в этом году всё – капусту, морковь, свеклу, кабачки. Весь участок изрыт неглубокими лабиринтами 5-10 см в диаметре. Зверьки немного похожи на крыс и размером такие же, но хвост короче и не лысый, окраска серо-рыжая. Пробовала вкапывать бутылки в землю горлышком вверх, чтобы под землей разносился гул – не помогает. Карбид эффективен, но недолго – разлагается, и хвостатые «дачники» опять с нами.
– Екатерина описала водяную полевку, – уверен Виктор Панов. – В СССР водянуха была промысловым животным: шкурка стоила до 30 копеек. Сегодня зверек не интересует скорняков, но стал настоящей головной болью сельчан: в Барабинской низменности на иное поле даже ступить невозможно – так все изрыто норами. Половину жизни они проводят у воды, предпочитая заболоченную местность, а в середине лета переселяются на участки посуше. Вокруг Академа болот мало, так что «квартирный вопрос» испортил и водянух: селятся на дачах уже весной. Их норы похожи на норы кротов. Но крот – хищник, морковке предпочтет червяка. Погрызы корнеплодов – автограф водянухи.
Бороться с водяными полевками Виктор Панов рекомендует следующим образом – окружить дачный участок глубокой канавой, куда вкопать бутыли с обрезанным горлом, старые ведра, и залить их водой. Верхний край сосуда должен быть заглублен до уровня дна канавки. Из такого «вертикального бассейна» грызун уже не выпрыгнет. Впрочем, не покинет он и сухую ловушку глубиной более полуметра: еще в 1959 году было проведено исследование способности водяной крысы и других грызунов прыгать вверх. Полметра – «олимпийский рекорд» водянухи. Ученый уверен, что вредители на наших огородах (а их более 30 видов) – местные. По его словам, грызуны не меняют область обитания и вообще не склонны к миграциям. Но их число год от года волнообразно меняется, и причины демографического взрыва в среде хомяков и полевок еще не до конца ясны. Одно можно спрогнозировать достаточно уверенно – в следующем году численность водяных полевок будет по-прежнему высока.
– Такой всплеск уже был в Академгородке в середине восьмидесятых годов, – вспоминает Виктор Панов и советует дачникам набраться терпения. – Нужно ждать, пока численность грызунов пойдет на убыль естественным образом, это непременно произойдет. Не звери пришли на наши дачи, а мы огородничаем на их родовых угодьях. Наши грядки для них как шикарный ресторан. Что бы мы ни делали, убедить грызунов, что трава слаще морковки и гороха, невозможно.
Татьяна ЯКОВЛЕВА От редакции. Уважаемые дачники! Поделитесь своими секретами борьбы с грызунами на дачном участке! Мы ждем ваших писем по адресу: 630090, г. Новосибирск-90, а/я 501, для «Навигатора», или по электронной почте: gazeta@navigato.ru.
-----------------------
Комментарии