• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 10:26 среда, 08 мая
    Академгородок:
    Пробки: 6 баллов
    08.05.2024
    USD: 91.12
    EUR: 98.31
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Что такое детские страхи?

    Что такое детские страхи?

    Детские страхи – что это такое? Для чего они нужны? Как помочь ребенку справиться с ними? Где грань между возрастной особенностью и патологическим страхом?

    Страх – одна из основных эмоций, сигнализирующих об угрозе здоровью, жизни. С точки зрения эволюции он играет защитную и обучающую роль, способствуя познанию окружающего мира. В развитии ребенка страх – это способ отграничения собственного «Я» от всего чужеродного и опасного.

    Все детские страхи условно можно разделить на две группы: возрастные, обязательные и приобретенные, факультативные.

    Возрастные страхи обусловлены закономерностями развития детской психики. Например, годовалый ребенок боится выпустить маму из поля зрения. Для него понятие времени очень расплывчато, и если мама или папа уходят даже на короткое время – для малыша это все равно что навсегда. В возрасте шести-семи лет ребенок впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие – гроза, ураган, пожар – ассоциируется у него с угрозой для жизни.

    Наиболее разнообразны страхи детей в возрасте от трех до пяти лет, что обусловлено бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью.

    Хотя у каждого ребенка обычно бывают свои причины для возникновения страхов или тревожных состояний, некоторые причины беспокойства типичны для дошкольного возраста.

    Родительское запугивание. Родители часто не замечают, как способствуют зарождению страхов у ребенка. Если он плачет, то вместо утешения может услышать что-то вроде: «Будешь плакать – отдам чужой тете!». Во-первых, ребенок может верить тому, что слышит. Тогда он испытывает незащищенность и переживает, что источником страха стал самый близкий человек. Во-вторых, если ребенок уже достаточно взрослый и понимает, что мама никогда не воплотит в жизнь свои угрозы, то происходит подрыв ее авторитета. Малыш перестает доверять маминому слову в критических ситуациях. В-третьих, ребенок сам учится запугиванию в тех ситуациях, когда сложно добиться желаемого.

    Восприятие дошкольника очень конкретно, поэтому, когда мы говорим: «Кто не будет спать, тому заклею ротик и глазки», следует отдавать себе отчет, что для ребенка это триллер! Одним высказыванием можно нанести психологическую травму.

    Непонимание смысла слов. Если ребенок еще недостаточно хорошо понимает речь взрослых, это, в свою очередь, может становиться источником страхов. Малыш слышит обрывки разговоров, воспринимает слова вне контекста, не понимает языковых игр, гипербол или иронии. Услышав в ответ на обычное: «Как поживаешь?» родительское: «Помираю совсем…», он может прийти в ужас. То же касается телевизионных передач. Стоит объяснять ребенку значение сказанного, чтобы предотвратить появление неоправданных страхов.

    Конфликтная обстановка в семье. В семье, где конфликты между родителями не редкость, дети зачастую подвержены страхам. Напряженная атмосфера в семье делает их более тревожными.

    Травмирующее событие. Источником страха может стать реальное происшествие. Например, ребенок может бояться собак, если когда-то был укушен, или выходить во двор, если его там напугали. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и, если неприятные события не повторяются, нередко проходят сами собой. Именно страхи этого типа часто бывают причиной ночных кошмаров. Так психика ребенка восстанавливается, снова и снова проигрывая травмирующую ситуацию.

    А. Бердникова,
    психолог (тел. 8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    То ли мама, то ли бабушка
    453 0
    "Навигатор" № 17 (1439) от 03.05.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Как мужу «выйти из декрета»
    622 0
    "Навигатор" № 12 (1434) от 29.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    «Мамаша, ко мне!»
    483 0
    "Навигатор" № 9 (1431) от 08.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Муж превращается в свёкра
    445 0
    "Навигатор" № 8 (1430) от 01.03.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Ежедневный ад
    513 0
    "Навигатор" № 7 (1429) от 23.02.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Нормальные пацаны в 8-м классе не учатся?
    422 0
    "Навигатор" № 6 (1428) от 16.02.24

    Популярное