Что от них еще ожидать?
Что от них еще ожидать?
Что от них еще ожидать?
В последние десятилетия стала актуальной проблема нарушений поведения подростков. Обусловлено это диспропорцией в физическом и личностном развитии, сложным переплетением еще детских интересов с интересами «взрослыми». Слишком велики эмоциональная неустойчивость, податливость чужому влиянию; недостаточно развито чувство ответственности и долга. Вот далеко не полный перечень жалоб родителей на своих детей: приходит домой слишком поздно или совсем не приходит; ворует, лжет, курит, пьет, прогуливает занятия; отказывается общаться; включает музыку на полную громкость; ничем не занимается или берется за что-то, но не доводит до конца; возмутительно одевается; угрожает самоубийством; заводит сомнительные знакомства; совершает рискованные поступки…
Разнообразие форм отклонений поведения у подростков побудило исследователей к попыткам их систематизации с выделением наиболее часто встречающихся поведенческих реакций. На первом месте из них стоит реакция эмансипации – стремление освободиться от опеки старших, требование самостоятельности, борьба за самоутверждение личности. Потребность в свободе свойственна каждому человеку и проявляется всегда, когда он испытывает притеснения, лишается свободы действия во времени и пространстве. Человек, попавший в яму, даже если у него сохраняются условия для жизни, будет ощущать дискомфорт, потому что у него отнята возможность действовать по своему выбору. Вот так и подросток – если вынужден жить в такой социальной среде, где не считаются с ним, отнимают личностную свободу, вынуждают безоговорочно делать только то, что предписывают взрослые, – в дальнейшем испытывает недовольство и внутреннюю напряженность, которые рано или поздно выльются в «бунт на корабле» и в поиск такой среды, где будут считаться с ним, как с личностью.
Потребность в свободе и самостоятельности, когда нет возможности реализоваться в семье, удовлетворяется за ее пределами, что может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь авторитетом для подростка может стать, и чаще всего становится, личность с криминальными наклонностями. Немаловажную роль играет здесь и возрастной негативизм. Подростки начинают курить, пить, вести себя развязно подчас не потому, что это им нравится, а в силу желания ощутить себя независимыми, почувствовать, что выбор поступка сделан ими самостоятельно.
Реакция эмансипации выражена по-разному у разных подростков. Наиболее ярко она проявляется у гипертимов, обладающих большим запасом жизненной энергии, высокой способностью хорошо адаптироваться вне семьи, умением организовать вокруг себя других подростков и манипулировать ими. Это они, не терпящие мелочной опеки, даже учиться уезжают в другой город, чтобы жить отдельно от семьи. Бунтуют против ущемления свободы и инфантильные личности. Но этот бунт другого порядка. У них все идет под лозунгом: «Дайте мне свободу, но не забывайте заботиться обо мне всю жизнь». В знак протеста такой подросток может убежать из дома, но, как правило, недалеко. Искать его следует в подвале или на чердаке соседнего дома. Он может слоняться по двору на глазах у соседей, привлекая их внимание в расчете на то, что они сообщат родителям о местопребывании беглеца. При этом весь вид его говорит: «Смотрите, как я несчастен. Сообщите родителям – иначе пропаду».
Не следует перегибать палку в тех случаях, если характер вашего сына с детства отличается склонностью застревать на обидах; злопамятен, пунктуален до мелочей, не терпит ни малейших ущемлений своих прав. Такие подростки уже к 18 годам могут потребовать от родителей раздела квартиры и имущества. Что делать в таких ситуациях? Родителям остается только оставить себе надежду повлиять на своего бунтаря так, чтобы он изменил направление своих мыслей и желаний прежде, чем успеет совершить ошибку.
Полезно пересмотреть и свои педагогические просчеты и дать какие-то гарантии того, что впредь вы будете считаться с его мнением, больше доверять. Если не удастся разубедить – позвольте уйти, так как неразумная требовательность и властность только осложнят жизнь всей семьи. Не стучите кулаком, не кричите, не заламывайте в истерике руки, так как в этом случае он вряд ли почувствует ответственность за собственное поведение. Излишние эмоции в таких случаях только дают надежду, что родители выручат, когда жизнь прижмет к стене. Пусть взваливает заботу о себе на свои плечи.
Не меньше хлопот у родителей и учителей возникает, когда подростки уходят в оппозицию к ним. Подобная реакция может быть ответом на чрезмерные требования со стороны взрослых: быть отличником в школе, заниматься спортом в какой-либо секции, или музыкой, изучать иностранные языки и т.д. и т.п. Реакция оппозиции может быть следствием утраты прежнего внимания к подростку со стороны родителей, когда рождается второй ребенок и первенец отходит на задний план. Кошмаром для матери, которая воспитывала сына или дочь без отца, может обернуться ее замужество. К каким только ухищрениям не прибегают подростки, чтобы испортить жизнь «чужаку», а заодно и матери. Слепая ревность толкает их подчас на асоциальные поступки и даже на серьезную агрессию.
Реакция оппозиции может маскироваться и под мнимую болезнь, когда родители с ног сбиваются в поисках лучших врачей, лучшего лекарства; суетятся возле «больного», создавая тем самым атмосферу утраченного ребенком внимания. Это не симуляция болезни, а защитная реакция нервной системы, психики от стресса. Необходимо это учитывать и не обвинять, не ругать «больного», а попробовать разобраться в причинах такого бегства в болезнь. При этом быть еще и твердо уверенным, что ребенок физически здоров. Верните ему утраченное внимание и вам не потребуются лекарства. Очень важно для профилактики подобных реакций заранее подготовить подростка к появлению брата или сестрички, и тем более к появлению отчима. Я всегда советую женщинам не скрывать от детей претендентов на руку и сердце. Познакомить заранее, обсудить «по-взрослому» все «за» и «против» – что нравится, а что не нравится в человеке, и почему. Тогда адаптация нового члена в семье и подростка к нему пройдет менее болезненно. А если случится так, что брак не состоится, то опять-таки легче будет объяснить дочери или сыну причину разлада. Уверяю, подростки это хорошо понимают и принимают такую форму общения с ними.
Нередко реакция оппозиции адресуется учителям в ответ на грубое, оскорбительное замечание преподавателя, к примеру, по поводу внешности или стиля одежды подростка.
Близко к этой форме поведенческой реакции стоит и реакция отказа. Чаще всего к ней прибегают инфантильные, эмоционально незрелые подростки в стрессовых ситуациях. Конфликт с родителями или учителями спровоцировать может перевод в другую школу, помещение в интернат или детский дом. Формы проявления этой реакции разнообразны: отказ посещать учебное заведение, прекращение контактов со сверстниками, отказ от пищи. Иногда этот вид поведения носит избирательный характер – только в присутствии определенного лица или в какой-то обстановке, не импонирующей подростку. Распознать истинную причину такой реакции не всегда бывает просто. К примеру: не все ли равно ученикам, как одет учитель. Мария Ивановна много лет совмещала работу завуча в школе с преподаванием русского языка и литературы в старших классах, а когда ввели в программу курс эстетического воспитания, стала преподавать и эстетику. Однажды на уроке, объясняя новый термин, решила написать его на доске. Потянула руку к верхнему краю доски и… Приподнялся подол давно неглаженого платья, открывая грязноватые кружева сорочки. Кто-то не обратил на это внимания, кто-то хихикнул и толкнул приятеля, показывая пальцем на учительницу, а всегда аккуратная, чистенькая Кристина вдруг ахнула. Слезы градом хлынули из глаз. Она с трудом выдохнула и тихо прошептала: «Как же так?!» – и замолчала. Да так, что перестала говорить не только на уроках Марии Ивановны, но и отказывалась отвечать на уроках других учителей, если завуч посещала их по долгу службы. Элективный мутизм, или детская избирательная немота – так называется эта реакция на стресс, перенесенный девочкой. Для нее непомерными оказались противоречия между сформированным в семье представлением о красоте, тем, что декларировала учительница на уроках, и увиденным.
(Продолжение следует.)
Нина ЛОГВИНЕНКО,
психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии