• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:41 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Что от них еще ожидать?

    Что от них еще ожидать?


    СЕМЕЙНЫЙ КРУГ

    Что от них еще ожидать?

    В последние десятилетия стала актуальной проблема нарушений поведения подростков. Обусловлено это диспропорцией в физическом и личностном развитии, сложным переплетением еще детских интересов с интересами «взрослыми». Слишком велики эмоциональная неустойчивость, податливость чужому влиянию; недостаточно развито чувство ответственности и долга. Вот далеко не полный перечень жалоб родителей на своих детей: приходит домой слишком поздно или совсем не приходит; ворует, лжет, курит, пьет, прогуливает занятия; отказывается общаться; включает музыку на полную громкость; ничем не занимается или берется за что-то, но не доводит до конца; возмутительно одевается; угрожает самоубийством; заводит сомнительные знакомства; совершает рискованные поступки…

    Разнообразие форм отклонений поведения у подростков побудило исследователей к попыткам их систематизации с выделением наиболее часто встречающихся поведенческих реакций. На первом месте из них стоит реакция эмансипации – стремление освободиться от опеки старших, требование самостоятельности, борьба за самоутверждение личности. Потребность в свободе свойственна каждому человеку и проявляется всегда, когда он испытывает притеснения, лишается свободы действия во времени и пространстве. Человек, попавший в яму, даже если у него сохраняются условия для жизни, будет ощущать дискомфорт, потому что у него отнята возможность действовать по своему выбору. Вот так и подросток – если вынужден жить в такой социальной среде, где не считаются с ним, отнимают личностную свободу, вынуждают безоговорочно делать только то, что предписывают взрослые, – в дальнейшем испытывает недовольство и внутреннюю напряженность, которые рано или поздно выльются в «бунт на корабле» и в поиск такой среды, где будут считаться с ним, как с личностью.

    Потребность в свободе и самостоятельности, когда нет возможности реализоваться в семье, удовлетворяется за ее пределами, что может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь авторитетом для подростка может стать, и чаще всего становится, личность с криминальными наклонностями. Немаловажную роль играет здесь и возрастной негативизм. Подростки начинают курить, пить, вести себя развязно подчас не потому, что это им нравится, а в силу желания ощутить себя независимыми, почувствовать, что выбор поступка сделан ими самостоятельно.

    Реакция эмансипации выражена по-разному у разных подростков. Наиболее ярко она проявляется у гипертимов, обладающих большим запасом жизненной энергии, высокой способностью хорошо адаптироваться вне семьи, умением организовать вокруг себя других подростков и манипулировать ими. Это они, не терпящие мелочной опеки, даже учиться уезжают в другой город, чтобы жить отдельно от семьи. Бунтуют против ущемления свободы и инфантильные личности. Но этот бунт другого порядка. У них все идет под лозунгом: «Дайте мне свободу, но не забывайте заботиться обо мне всю жизнь». В знак протеста такой подросток может убежать из дома, но, как правило, недалеко. Искать его следует в подвале или на чердаке соседнего дома. Он может слоняться по двору на глазах у соседей, привлекая их внимание в расчете на то, что они сообщат родителям о местопребывании беглеца. При этом весь вид его говорит: «Смотрите, как я несчастен. Сообщите родителям – иначе пропаду».

    Не следует перегибать палку в тех случаях, если характер вашего сына с детства отличается склонностью застревать на обидах; злопамятен, пунктуален до мелочей, не терпит ни малейших ущемлений своих прав. Такие подростки уже к 18 годам могут потребовать от родителей раздела квартиры и имущества. Что делать в таких ситуациях? Родителям остается только оставить себе надежду повлиять на своего бунтаря так, чтобы он изменил направление своих мыслей и желаний прежде, чем успеет совершить ошибку.

    Полезно пересмотреть и свои педагогические просчеты и дать какие-то гарантии того, что впредь вы будете считаться с его мнением, больше доверять. Если не удастся разубедить – позвольте уйти, так как неразумная требовательность и властность только осложнят жизнь всей семьи. Не стучите кулаком, не кричите, не заламывайте в истерике руки, так как в этом случае он вряд ли почувствует ответственность за собственное поведение. Излишние эмоции в таких случаях только дают надежду, что родители выручат, когда жизнь прижмет к стене. Пусть взваливает заботу о себе на свои плечи.

    Не меньше хлопот у родителей и учителей возникает, когда подростки уходят в оппозицию к ним. Подобная реакция может быть ответом на чрезмерные требования со стороны взрослых: быть отличником в школе, заниматься спортом в какой-либо секции, или музыкой, изучать иностранные языки и т.д. и т.п. Реакция оппозиции может быть следствием утраты прежнего внимания к подростку со стороны родителей, когда рождается второй ребенок и первенец отходит на задний план. Кошмаром для матери, которая воспитывала сына или дочь без отца, может обернуться ее замужество. К каким только ухищрениям не прибегают подростки, чтобы испортить жизнь «чужаку», а заодно и матери. Слепая ревность толкает их подчас на асоциальные поступки и даже на серьезную агрессию.

    Реакция оппозиции может маскироваться и под мнимую болезнь, когда родители с ног сбиваются в поисках лучших врачей, лучшего лекарства; суетятся возле «больного», создавая тем самым атмосферу утраченного ребенком внимания. Это не симуляция болезни, а защитная реакция нервной системы, психики от стресса. Необходимо это учитывать и не обвинять, не ругать «больного», а попробовать разобраться в причинах такого бегства в болезнь. При этом быть еще и твердо уверенным, что ребенок физически здоров. Верните ему утраченное внимание и вам не потребуются лекарства. Очень важно для профилактики подобных реакций заранее подготовить подростка к появлению брата или сестрички, и тем более к появлению отчима. Я всегда советую женщинам не скрывать от детей претендентов на руку и сердце. Познакомить заранее, обсудить «по-взрослому» все «за» и «против» – что нравится, а что не нравится в человеке, и почему. Тогда адаптация нового члена в семье и подростка к нему пройдет менее болезненно. А если случится так, что брак не состоится, то опять-таки легче будет объяснить дочери или сыну причину разлада. Уверяю, подростки это хорошо понимают и принимают такую форму общения с ними.

    Нередко реакция оппозиции адресуется учителям в ответ на грубое, оскорбительное замечание преподавателя, к примеру, по поводу внешности или стиля одежды подростка.

    Близко к этой форме поведенческой реакции стоит и реакция отказа. Чаще всего к ней прибегают инфантильные, эмоционально незрелые подростки в стрессовых ситуациях. Конфликт с родителями или учителями спровоцировать может перевод в другую школу, помещение в интернат или детский дом. Формы проявления этой реакции разнообразны: отказ посещать учебное заведение, прекращение контактов со сверстниками, отказ от пищи. Иногда этот вид поведения носит избирательный характер – только в присутствии определенного лица или в какой-то обстановке, не импонирующей подростку. Распознать истинную причину такой реакции не всегда бывает просто. К примеру: не все ли равно ученикам, как одет учитель. Мария Ивановна много лет совмещала работу завуча в школе с преподаванием русского языка и литературы в старших классах, а когда ввели в программу курс эстетического воспитания, стала преподавать и эстетику. Однажды на уроке, объясняя новый термин, решила написать его на доске. Потянула руку к верхнему краю доски и… Приподнялся подол давно неглаженого платья, открывая грязноватые кружева сорочки. Кто-то не обратил на это внимания, кто-то хихикнул и толкнул приятеля, показывая пальцем на учительницу, а всегда аккуратная, чистенькая Кристина вдруг ахнула. Слезы градом хлынули из глаз. Она с трудом выдохнула и тихо прошептала: «Как же так?!» – и замолчала. Да так, что перестала говорить не только на уроках Марии Ивановны, но и отказывалась отвечать на уроках других учителей, если завуч посещала их по долгу службы. Элективный мутизм, или детская избирательная немота – так называется эта реакция на стресс, перенесенный девочкой. Для нее непомерными оказались противоречия между сформированным в семье представлением о красоте, тем, что декларировала учительница на уроках, и увиденным.

    (Продолжение следует.)

    Нина ЛОГВИНЕНКО,
    психолог (тел. 332-58-19)


    Другие статьи на тему

    Старые рубрики / Семейный круг
    Советы читателей
    Советы читателей В рубрике «Семейный круг» мы не раз говорили о том, что заставляет людей старшего возраста искать пару и создавать семью. Для женщин это страх одиночества, желание чувствовать себя нужной, излить на кого-то нерастраченную теплоту и нежность...
    3075 2
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    (Продолжение. Начало в №44) Александра Академгородок уже отпраздновал свое десятилетие, когда ей предложили работу в одном из институтов, да еще с предоставлением квартиры...
    3091 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    Существует множество неписаных законов, которые в реальной жизни имеют место быть. К примеру, если бутерброд падает, то по «закону подлости» непременно маслом вниз. А вот в моей психотерапевтической практике постоянно действует «закон парности случаев»...
    2950 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Призраки прошлого
    Они поженились, когда, как говорят, деваться было некуда. Ирина ждала ребенка, и это было уже очевидно для всех. Сергей долго не решался привести ее в дом и познакомить с матерью, хотя та постоянно интересовалась, когда же он, наконец, предъявит свою красавицу...
    3012 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Можно пойти на компромисс
    Судя по письмам и телефонным звонкам, проблема отношения отцов и детей волнует многих читательниц «Семейного круга». Сегодня мы хотим предоставить слово тем, кто пережил развод родителей и рос без отца...
    3186 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Бывших родителей не существует!
    Бывших родителей не существует! К сожалению, приходится констатировать, что после развода родителей дети становятся заложниками их взаимной неприязни. И что греха таить, зачастую инициаторами в этом неблаговидном деле становимся мы, женщины.   Никита, 14 лет...
    3599 0

    Популярное