Болезненные сказочки
Болезненные сказочки
У нас дружная семья: муж, сын, которому почти три года, и я. Ребёнок желанный, любимый. Я практически никогда не повышаю на него голос, стараюсь спокойно объяснять, что и почему нельзя делать. Физические наказания в нашей семье не практикуются, от силы 3-4 раза шлёпнула сына ладошкой по попе. Недавно мне пришлось уехать в командировку на две недели – это была первая разлука с мальчиком. Он это время жил у бабушки (моей мамы), на выходных муж забирал его домой. Мы каждый день общались по телефону. Когда я вернулась, сын тепло меня встретил – обнимались-целовались. Начались будни: ребёнок опять пошёл в садик, я на работу. На выходных поехали в гости к бабушке. Нам с мужем надо было отлучиться на пару часов, и когда мы вернулись, мама меня шокировала. Она заметила у внука на коленке синяк, мальчик ответил, что это я его била молотком. Потом во время купания она обнаружила у него на спинке красную полоску. Сын сказал, что это мама стулом ударила. Разумеется, ничего подобного не было.
Спросила у него: «Сын, разве я тебя била?» А он в ответ: «Мам, это такая сказочка». Что с этим делать?
Важно выразить сыну свои чувства по отношению к такой сказочке. Вы любите своего мальчика, поэтому не бьёте его. Вы любите папу, поэтому не бьёте его. Сын любит вас и папу, поэтому не бьёт вас и папу. Когда люди любят друг друга, они не делают друг другу больно ни действиями, ни словами. А такая сказочка делает вам очень больно.
Возможно, таких разговоров потребуется больше одного. Однако они помогают поймать сразу несколько зайцев. Во-первых, вы выражаете отношение к словам сына – ясно и недвусмысленно даёте понять, что испытываете боль, и это выводит ситуацию на сознательный уровень. Скорее всего, ребёнок не захочет причинять вам боль специально. Сейчас сказочка – часть социального эксперимента, в котором мальчик проверяет границы и возможности.
Во-вторых, вы таким образом учите ребёнка причинно-следственным связям. Необдуманное слово, как и поступок, имеет последствия, может причинить боль близким. Из этого вытекает, что необходимо думать прежде, чем говорить. И сын постепенно извлекает такие уроки из вашей эмоциональной обратной связи.
В-третьих, ребёнок учится выражать свои чувства, не держать или зажимать их в себе, а делать инструментом общения, получения обратной связи о происходящем вокруг. Он понимает: раз его слова сделали больно человеку, который ему дорог, то больше такое говорить не станет. Но если сознательно захочет кого-то отдалить от себя, уязвить, то сможет воспользоваться этим способом. Таким образом, эмоции перестают быть для мальчика чёрным ящиком, тайной за семью печатями, ваши пояснения вскрывают для него механизм того, как работают эмоции.
Это крайне важно для гармоничного развития ребёнка, особенно мужского пола. В нашей культуре свойственно прививать мальчикам настолько сдержанное эмоциональное поведение, что, взрослея, они в принципе перестают опознавать те или иные эмоциональные состояния. Что приводит не только к внутриличностным конфликтам и тяжёлым переживаниям, но и нарушает межличностное общение, в первую очередь, семейное.
Возвращаясь к произошедшему, отмечу, что здесь важна и реакция взрослого, который слушал сказочку. Если она будет излишне эмоциональной, то ребёнок может захотеть сочинить новую, чтобы снова вызвать любопытную для себя эмоциональную реакцию. Если ситуация всё же повторится, пусть бабушка спокойно поговорит об этом с мамой. Такие происшествия надо обсуждать всем вместе и говорить о недопустимости причинения боли любому члену семьи.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии