Береста, мастера и паутина
Береста, мастера и паутина
На стыке 2007-2008 годов в Доме ученых проходила выставка ассоциации мастеров Академгородка: микроминиатюры и берестяные пасхальные яйца, женские украшения и статуэтки, одежда и керамика – чего только на этой выставке не было. И вот ровно через год мы снова можем насладиться работами мастеров ассоциации. Причем насладиться можем в любое время (а не только в часы работы выставки), в практически любом месте, и большинству наших читателей для этого даже из дома выходить не придется.
Все дело в том, что ассоциация мастеров Академгородка открыла свой сайт. О сайте, об ассоциации и берестяном искусстве мы беседуем с Валерием Ефимовым, председателем ассоциации мастеров Академгородка:
МАСТЕРА В ИНТЕРНЕТЕ
– Выставки проходят и остаются только в воспоминаниях. Если выставляется сразу много авторов, если выставка прошла удачно, то всегда есть соблазн в каком-то виде эту выставку сохранить, – рассказывает Валерий Михайлович.
Конечно, первое, что приходит в голову, бумажное издание. При поддержке депутата Виктора Агафонова, администрации района и дирекции Дома ученых мы разработали макет издания к 50-летию Академгородка: фотографии работ наших мастеров в этом альбоме соседствуют с фотографиями Городка. Но вот издать его, к сожалению, пока не получается – кризис. Зато после подготовки макета с легкой руки Ирины Бич, искусствоведа картинной галереи Дома ученых, возникла идея создать сайт ассоциации.
Конечно, сайт в руках не подержишь, лежа на диване его не полистаешь. Но все же у интернет-варианта есть свои плюсы. Во-первых, посмотреть его можно в любой части мира (был бы интернет) и любому количеству людей. Во-вторых, работы, представленные на сайте, можно регулярно обновлять и менять.
Сам Валерий Михайлович не считает сайт делом полностью завершенным: «нужны небольшие правки». Но анонсировать проект уже можно, показать его миру не стыдно. Сегодня на суд зрителей представлено около 20 мастеров, членов ассоциации. О каждом можно прочитать информацию и посмотреть 7-10 работ.
– Даже 10 работ – это не очень много, а больше выкладывать было нельзя – сайт мог стать слишком «тяжелым». Но интернет дает возможность менять выставленные работы. Так что, надеюсь, проект будет достаточно мобильным и интересным как новым посетителям, так и постоянным.
Возможно, интернет-версия не даст полного представления о работах (видеть в реальности, собственными глазами, всегда интересней), но насладиться яркими работами, создать представление о мастерах и их стилях – это уже не мало.
ВМЕСТЕ ЛУЧШЕ
Я смотрю на работы, представленные на сайте. Больше двадцати совершенно разных людей, увлеченных очень разными направлениями искусства, объединились... И, несмотря на их различность, эта организация растет, развивается и успешно существует.
– Ничего удивительного в нашей ассоциации нет. Объединяться очень естественно. Организация была создана в 2005 г., и мы уже видим немало плюсов. Каких? Например, те же выставки. Та самая выставка в Доме ученых занимала два больших зала, была очень разнообразна и насыщена. Чтобы одному мастеру провести подобную персональную выставку, придется собирать работы всю жизнь, и то неизвестно, удастся ли заполнить все пространство – зависит от размеров работ... Потом нашим партнерам проще работать с организацией, а не с отдельными людьми. Это касается и выставок, и каких-то других проектов. Вот, например, недавно на нас вышла администрация города с предложением поучаствовать в новом иллюстрированном издании «Сибирское сияние». Буквально три недели назад прошла презентация этой книги, и большинство наших мастеров в ней представлены. Ну и, наконец, технические аспекты – оказалось очень полезно обмениваться технической информацией, начиная от того, где и какие кисти лучше покупать, и заканчивая обменом творческих идей.
Валерий Михайлович охотно рассказывает о выставках во Франции, о планах ассоциации. Я же думаю о том, какой огромный труд добровольно взвалил на себя этот человек.
– Ну, что Вы, – улыбается он, – тяжело руководить организацией, если людям приходится что-то делить, если замешаны деньги. А у нас действительно некоммерческая структура. Мы просто помогаем друг другу.
БЕРЕСТЯНАЯ ПАСХА
Сам Ефимов – мастер со стажем. С берестой он и его супруга Любовь Федоровна работают уже пятнадцать лет.
– А началось все в тяжелые девяностые, когда научным работникам даже небольшую зарплату толком не платили. Вот и попробовали работать с берестой. Честно говоря, ничего продавать у нас не получилось – может, мы к бизнесу совсем не способны. Мы и сейчас ничего на продажу не делаем. Работа моя – в институте (Валерий Михайлович – кандидат физико-математических наук, ст. научный сотрудник Института физики полупроводников), а береста и дерево – это для души. Мастерам же, которые подобной работой реально зарабатывают на жизнь, не позавидуешь. Нажиться на ручной работе нельзя – слишком это трудоемкая работа, требующая много душевных и физических сил.
На мой вопрос, что же в работе с берестой самое приятное, Валерий Михайлович рассмеялся:
– Все самое интересное достается ей, – кивает он на свою жену. Я, как это ни парадоксально звучит, больше работаю с металлическими «штучками» – делаю инструмент, перевожу придуманный орнамент в виде точечек на заготовки, алюминиевые лекала. А уж Люба с живой берестой дело имеет – она и видит, как эти точечки превращаются в объемные узоры.
Работают супруги Ефимовы не только с берестой, но и с деревом:
– Самыми красивыми для работ оказались облепиха и ранетка. 20-30-летняя сирень бывает очень красива: есть деревья на спиле с ярким сиреневым отливом.
И дерево, и бересту для своих поделок супруги находят тут же, в Городке:
– У нас работы хоть и трудоемкие, но мелкие. Так что бересты нам нужно немного. И найти ее мы можем при случае, например, после сильного ветра, когда валятся отдельные березы. Или вот года три назад в нужное время (бересту собирают в июле) при строительстве новых домов около церкви срубили сразу несколько больших берез. Вот этой берестой мы до сих пор и пользуемся. Наша, академовская, береста мне нравится. Я пробовал работать с томской, но она иногда со временем темнеет и желтеет, теряет свой изначальный цвет. С томскими работами вопрос вообще сложный. С одной стороны Томск – это «столица» берестяного промысла России. На 90% именно работы томских мастеров продаются и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Париже. Но, после того как томичи перешли на массовый выпуск берестяных сувенирных изделий, они все чаще стали применять штамповку орнамента и рисунка. И сейчас их прежних уникальных изделий ручной работы уже не увидишь. При штамповке береста становится похожа больше на тиснение по коже. Вопрос «Это кожа?» я слышал десятки раз от иностранцев, когда они рассматривали штампованные берестяные шкатулки.
В Новосибирске мастеров, работающих с берестой, гораздо меньше, но зато они сохраняют традиции уникального мастерства. Например, берестяные женские украшения Ирины Густайтис вообще никогда не повторяются – она каждый камень «одевает» в свой единственный «берестяной наряд».
Я смотрю на ручные работы моего собеседника. Берестяное кружево, вкрапление камней, дерево – пасхальные яйца и ларцы. На продажу Ефимовы их не делают. Продавались единицы лишь при поездках во Францию, чтобы хоть частично окупить поездку. Ну и, естественно, лучшим друзьям – в подарок. Но всегда действует железное правило: первый экземпляр новой разработки не продается и не дарится ни при каких обстоятельствах. Поэтому уже и накопилась в доме коллекция более ста работ. У Ефимовых пасхальные яйца стоят в специально оборудованном стенде с подсветкой. Смотрится очень эффектно. Впрочем, вы, уважаемые читатели, эти работы тоже можете увидеть. Пусть не всю коллекцию, а лишь ее часть. В конце концов, для этого сайт и создавался. Добро пожаловать в мир мастеров Академгородка!
Адрес сайта: www.mastera.acdm.ru
Юлия ЧЕРНАЯ
Комментарии