А ты на какой ступеньке?
А ты на какой ступеньке?
Сейчас мы на каникулах. Но не отпускает встреча с садовским психологом накануне завершения старшей группы. Он сказал много хорошего, а потом – что у ребёнка низкая самооценка. Муж мне пересказал про шкалу, где есть деления от «Вовочка из анекдота» до «молодец». И что дети должны бы всегда ставить себя на уровень «молодец», а дочка оценивает себя ниже, чем «нормально». И что, по её словам, я дочь оцениваю ещё ниже, а папа – выше.
Хотя я всегда похвалю дочь, когда она что-то сделает хорошо: приберёт игрушки, с сестрёнкой поиграет или принесёт что-то, что попрошу… И «молодец» говорю, и «ты у меня хозяюшка». Тревожусь, вдруг мы и в самом деле делаем с её самооценкой что-то не то.
При диагностике самооценки важно учитывать несколько параметров:
1. Была ли только тестовая диагностика или ещё и наблюдение за детьми в группе. Чем больше было наблюдения, тем выше вероятность более достоверных результатов. Но у психолога в образовательном учреждении редко бывает время для этого.
2. Если проводили только диагностику, то важно, насколько она была комплексной и сбалансированной: в какой степени оцениваемые параметры дублировались? Другими словами, каким числом методик исследовалась самооценка. Если это была, например, только «Лесенка» – часто используемая в детсадах методика, то её результат может быть ситуативным.
Прежде чем бить тревогу, понаблюдайте за дочкой. Честно ответьте: если бы не было того разговора с психологом, обратила бы я внимание на самооценку ребёнка, привлекло бы меня что-либо в её поведении? Кроме того, стоит посмотреть самооценку девочки другими методиками.
Предлагаю вашему вниманию две – довольно простые. Если тревоги не оставляют, вы всегда можете обратиться к психологу и обсудить с ним свои переживания.
Методика «Лесенка» (авт. В.Г. Щур)
Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Инструкция. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребёнка спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть. Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования надо учитывать, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует свой выбор. Можно задавать при этом уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Ключ. Неадекватно завышенная самооценка. Ребёнок, не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки.
Самооценка детей 6-7 лет становится более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Методика определения эмоциональной самооценки (авт. А.В. Захаров)
Инструкция. Нарисуйте восемь одинаковых кружков в ряд. Попросите ребёнка представить, что это люди, и указать, где находится он.
Ключ. Норма для дошкольника – указание на третий-четвёртый круг слева. В этом случае ребёнок адекватно воспринимает особенности своего «Я-образа», осознаёт свою ценность и принимает себя.
При указании на первый круг имеет завышенную самооценку, на круги далее пятого – заниженную самооценку.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии