• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 07:19 воскресенье, 24 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    24.11.2024
    USD: 102.58
    EUR: 107.43
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Задачи материнской любви

    Задачи материнской любви

    Задачи материнской любви

    Много думаю о том, что происходит между мной и дочерью. Не понимаю, кому из нас нужна помощь. Дочь окончила десять классов, учится хорошо, хочет заниматься филологией. Причём не как все нормальные люди – изучать языки, а заниматься классической литературой. С одной стороны, она определилась и придерживается своих планов, а меня это раздражает и беспокоит: как содержать себя будет на филологические заработки. С другой – дочь довольно послушная, может быть, даже слишком послушная почти во всех других вопросах. Вот собрались в мае чей-то день рождения праздновать в классе, коттедж арендовали на сутки. Я ей говорю: не ходи. Она не идёт, даже не спорит. А в филологию упёрлась – и ни в какую! Уж лучше бы она со мной по другим вопросам спорила, а здесь проявила гибкость. Я быстро завожусь, опасаюсь наговорить лишнего в запале. Получается, что сама не понимаю, чего хочу от дочери, то ли послушания, то ли бунта, но её поведение и в том, и в другом меня раздражает.

    Ваша дочь самоопределилась. Планомерно идёт к своей цели: она хорошо учится, значит имеет шансы поступить на бюджет, скорее всего видит и способы обеспечения себя при помощи образования.

    Какие у неё сложности сейчас? Вероятно, она не ощущает поддержки со стороны мамы в собственном самоопределении, но чувствует достаточно сил, чтобы отстаивать свою позицию. Многим детям бывает проще уступить в такой ситуации родителям – получить экономическое, инженерное, математическое или торговое образование, принести им диплом и только после этого заняться тем, что нравится, пойти туда, куда стремится душа. Ваша дочь сильнее, она отстаивает свой выбор.

    В вашем описании происходящего слышится затруднение принятия того, что дочь растёт, взрослеет, имеет свой взгляд на события настоящего и будущего. Образование и следующий за ним профессиональный путь – вещи принципиально значимые для дочери. Поэтому она непреклонна в их отстаивании. Общение с одноклассниками на вечеринке в коттедже, видимо, не настолько важны для неё, чтобы включаться в спор с матерью и вносить в ваше взаимодействие дополнительное напряжение.

    Очень тонко особенности материнской любви описывал Эрих Фромм, противопоставляя её всем остальным видам любви и характеризуя как наиболее сложную. Но ребёнок должен расти. Он должен покинуть материнское лоно, оторваться от материнской груди, стать, наконец, совершенно независимым человеческим существом. Сама сущность материнской любви – забота о росте ребёнка – предполагает желание, чтобы он отделился. В этом основное её отличие от любви эротической, где два человека, которые были разделены, становятся едины.  Мать должна не просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребёнка. Именно на этой стадии материнская любовь превращается в такую трудную задачу, потому что требует бескорыстности, способности отдавать всё и не желать взамен ничего, кроме счастья любимого человека. И многие матери оказываются неспособны решить эту задачу. Нарциссическая, властная, с собственнической установкой женщина может успешно быть любящей матерью, пока ребёнок мал. И действительно очень трудно для любящей женщины стать любящей матерью, когда ребёнок начинает отделяться от неё.

    Любое ваше действие сейчас может привести к результату, которым будете с большой долей вероятности недовольны. Поэтому стоит всё взвесить и выбрать то, что будет способствовать делегированию ответственности дочери. Это придётся сделать в любом случае. Чуть раньше или чуть позже, но придётся. Почему бы не сделать сейчас?

    Конечно, если бы так просто можно было одной фразой делегировать дочери ответственность за её профессиональную реализацию, вы бы так и сделали. Сказали бы: хочешь быть филологом? Хорошо! Чем я могу тебя поддержать? Но в силу целого комплекса причин так не получается.

    Попробуйте представить, что филологом решила вдруг стать ваша лучшая подруга. Она видит в этом смысл, у неё множество аргументов в пользу такого решения (скорее всего и дочь приводила свои аргументы, вы их знаете). Представьте, что эти доводы озвучивает взрослая адекватная женщина. Она просит о поддержке. И вам не придётся отвечать за последствия, они наступят для подруги. Согласитесь, что теперь аргументы звучат иначе. Более жизнеспособно, что ли. Если многократно прокрутить в голове это представление с подругой, то можно дойти до состояния, когда возникнет готовность выслушать всё это и от дочери. Сначала выслушать, а затем принять.

    Анна БЕРДНИКОВА, психолог (8-913-905-09-40)

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Папа – праздник, мама – цербер
    345 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Кому нужен школьный проект
    403 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Где заканчивается родительская ответственность
    361 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Обозвали нищебродом
    1179 1
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Раздражает родная дочь
    442 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24
    Человек и общество / Школа для родителей
    Тянули дочь в науку
    598 0
    "Навигатор" № 37 (1459) от 20.09.24

    Популярное