Вокруг «Старого троллейбуса»
Вокруг «Старого троллейбуса»
(Продолжение. Начало в №№17, 18, 19)
Профессионал
Те академгородковцы, кто на какое-то время связали свою судьбу с «Поиском», вспоминают его с благодарностью. Сейчас киноклуб стал именоваться детской киностудией, а бывшие студийцы разлетелись по нашей стране, работая во многих отраслях народного хозяйства.
Но есть и такие, кому киностудия «Поиск» дала путевку в жизнь, определив призвание и дав первоначальные навыки будущей профессии. Один из них – режиссер Александр Тюстин. Он работал в команде «Старого троллейбуса». Как и его старший товарищ Володя Каширин, Саша был зачинателем и активным участником многих полезных дел. Например, строил бассейн «Гаврик» от котлована до запуска в эксплуатацию. В один из майских вечеров мы встретились с ним в гостиной киностудии.
– Александр, как началась работа в команде «троллейбуса»?
– После окончания школы работал электриком на автобазе СО АН. К тому времени уже год ходил в «Поиск» и сделал свой первый мультфильм. Как-то в начале лета меня пригласили в райком ВЛКСМ и рекомендовали пойти работать в «Старый троллейбус». Помню, что в мой первый сезон мы строили плескательный бассейн. Однажды пришла машина с бетоном, а людей в тот день было мало, и мы торопились успеть разгрузить и уложить бетон. Но тут пришел Петр Иванович Анофриков, директор киноклуба, и сказал, чтобы срочно шли по домам собираться в дорогу, потому что завтра мы все должны ехать поступать в Кемеровский государственный институт культуры.
– А вернулся уже дипломированным специалистом...
– По-настоящему работа началась для меня только после службы в армии. Мы с моим напарником Димой Васильевым трудились и дневными дежурными, и ночными вахтерами, и целыми сутками бывали на работе. За лето отработали по 45 суток. Мы были молоды, и все оказывалось по силам.
К этому времени территория около летнего кинотеатра стала местом общения людей, живших вокруг. У нас не было забора и ограничений для входа. Некоторые дети из соседних домов, придя сюда, задерживались до поздней ночи. Вечером это напоминало какой-то клуб. К примеру, все знали, что здесь есть хорошая аптечка, и если кто-то в соседнем дворе подрался, то приходили к нам, и мы могли оказать первую помощь. Наведывались и сотрудники милиции. К нам приходили дети и из неблагополучных семей. Никого не выгоняли и дружили со всеми.
– Показ кинофильмов был не единственной заботой?
– Я рассказываю всю историю, помимо основной деятельности «Старого троллейбуса». Понятно, что надо было показывать с утра до ночи кино, ремонтировать саму пленку, по ночам менять кинопроектор «Украина» (каждый вечер тот, что отработал смену, ставили на профилактику). Раз в три дня обновляли репертуар и т.д.
Мой рассказ о том, что было «за кадром» показов фильмов и работы по обслуживанию техники. Прежде всего, объявили запрет на курение и распитие пива на своей территории. Убеждать упрямых приходилось с трудом, но через некоторое время все поняли это. Если на скамейке «вдруг» появлялась надпись, то она вся перекрашивалась и три дня сохла. Сидеть молодежи было не на чем. Поэтому писать на скамейках перестали. Так постепенно устанавливался порядок.
В какой-то момент мы поняли, что наши гости обрывают с деревьев ветки с листьями, чтобы отгонять комаров. И через некоторое время растительность вокруг выглядела ободранной. Как защитить деревья? Не загораживать же… И мы придумали способ, как привить детям чувство заботы о живом. Организовали «клумбу», перекопав свободный и начисто затоптанный участок двора. Если кто-то, нарушив веревочное ограждение, оставлял следы на вскопанном, то бригада, обслуживавшая кинопоказ, «клумбу» перекапывала, рыхлила и поливала вновь. Так постепенно забота о своем клочке земли стала общей. И самое интересное – через некоторое время листья с деревьев перестали рвать!
– Народ оценил ваши старания?
– Мы не только показывали кинофильмы, мы их еще и снимали – любительскую кинохронику. А для этого организовывали различные интересные мероприятия, к примеру, праздник микрорайона «Лето золотое». А потом объявляли премьеры своих фильмов. Меняли оформление кассы, разрисовывали и перерисовывали троллейбус. Дети приводили к нам своих друзей и знакомых.
В какой-то момент это все сработало. И чистота, и порядок, и зелень вокруг, и аккуратные дорожки, и то, что здесь не пили и не курили. Молодые мамы из окрестных дворов стали водить и возить сюда малышей. И кто-то тогда сказал: «Вот та лакмусовая бумажка, которая показывает вашу работу. Женщины с колясочками не придут туда, где плохо».
Евгений МАРКОВ
На снимке Александр Тюстин
Комментарии