В согласии с собой
В согласии с собой
Всогласии с собой
«Бытьзнаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь…» Строки из стихотворенияПастернака всплыли в памяти, когда я беседовала с директором компании «Ролатекс»Андреем АБЛАЕВЫМ. Человек удивительного обаяния и редкой скромности, он и наинтервью согласился не сразу. Что получилось из нашего разговора, судить вам,уважаемые читатели.
– Андрей, как давно вы в Академгородке?
–В 1995 году приехал сюда после окончания института. То есть я не отношусь к клану,гордо именующему себя выпускниками НГУ. Попал в эту среду со стороны и сбольшим удовольствием. Очень рад, что вокруг много умных и интеллигентных людей.
– Какая у вас профессия по диплому?
–Я окончил Харьковский авиационный институт. Слежу за происходящими на Украинеперипетиями. Грустно слышать от друзей, которые там остались, что это сильномешает развитию бизнеса, каким-то жизненным перспективам. Но тем не менее обУкраине остались самые лучшие воспоминания. Там прошли 7 лет жизни, включаяармию…
– А на Украину вы попали откуда?
–Сам я из Бийска. Поскольку наш город занимался, в основном, военными заказами,по направлению крупного военного предприятия я поступил в ХАИ. Во время моегостуденчества развалился Советский Союз. Наши военные специальности, к счастью,стали никому не нужны. И мне пришлось переквалифицироваться.
– Почему приехали именно в Академгородок?
– Два моих брата благополучно окончили университет. Старший позвал меня в Академгородок,когда я был на каком-то перепутье, обдумывал, куда двигаться… Он сказал, что естьинтересные возможности. И место хорошее. Долго не раздумывая, принял решение иприехал сюда.
– Расскажите, как пришли в бизнес?
–Какое-то время работал на предприятии, где трудился и мой брат. Это был 95-йгод. Страна только начинала понимать, что такое полные прилавки магазинов,хорошая еда, одежда. Возможностей для организации бизнеса было много. Брат подсказал, что есть направление, которое может бытьдостаточно интересным. Это я и сам прекрасно понимал. Ушелс работы и полностью сконцентрировалсяна жалюзи – они были весьма востребованы на рынке.
– Стартовый капитал для этого был?
–Денег не было. Фактически начинали с нуля. Даже без кредитов. Сначала работалипод заказ. Жалюзи закупали на предприятии в другом городе. Примерно через 8месяцев пришел к выводу, что только перепродавать – неверный путь. Понимаяперспективность, не тратил деньги на различные поездки, развлечения иинвестировал средства, которые накопились, в оборудование. Купил сначала одинстанок, потом другой. Потихоньку все стал делать в Академгородке. И это хорошосовпало со взлетом деловой активности, которую мы в 97-98 годах наблюдали.
– Как сложился коллектив?
–В нашем бизнесе не столько оборудование важно, сколько люди. У меня достаточновысокие требования к сотрудникам. Как по духу,так и по деловым качествам. Очень скрупулезно отношусь к этому. Считаю, что унас очень хорошая команда специалистов, с которыми мы работаем очень давно.
– Специалистов обучали на месте?
–Да. Сначала я во все полностью вникал сам, разбирался в нюансах, а потом ужеучил людей, которые этим будут заниматься. Сейчас могу заменить любого, начинаяот монтажника и заканчивая руководителем любого направления. Работать умею налюбом оборудовании, которое у нас есть.
– Приходится кого-то заменять?
–Заменять не приходится. Но чтобы ввести какие-то усовершенствования, нужновлезть в шкуру того специалиста, который выполняет работу. У директора функциятакая: знать все, что делается в организации. От упаковки до продажи.
– Сколько вас было, когда начинали, и сколько сейчас?
–Начинали втроем. А сейчас больше 50 человек.
– Какой у вас принцип в руководстве коллективом?
Упредпринимателя, под началом которого работают люди, большая ответственность.Их жизнь зависит от того, насколько успешно живет компания. Многое зависит от менялично. По возможности стараюсь делать все, чтобы сотрудники получали нормальнуюзарплату.
– В Академгородке ваша фирма первой начала заниматься жалюзи?
–Нет. На тот момент работали еще две компании. У них это был побочный бизнес.Возможно, они не могли сконцентрироваться так, как нам пришлось сделать это длятого, чтобы закрепиться на рынке. В какой-то момент у них жалюзийные направлениязакрылись. Хотя компании до сих пор существуют.
– А сейчас конкуренты есть?
–Безусловно. Рынок жалюзи очень тесный. Конкурентов много. Но Новосибирск – городдостаточно большой. Одной компании несправиться с объемом заказов, а у нашихлюбимых клиентов не будет выбора, который сейчас предлагает новосибирский рынокжалюзийных компаний.
– Какую территорию охватывает ваша компания?
–Сейчас мы работаем по всему Новосибирску, хотя Академгородок считаем своим домом.Охватываем все районы. Работаем и на область.
– Как привлекаете заказчиков? Рекламой?
–Да. Тут не могу не сделать реверанс в адрес «Навигатора», на страницах которогопостоянно рекламируемся. Мы практически одновременно возникли в Академгородке.Насколько знаю судьбу газеты, она тоже выходила на рынок с конкурентами. Ноблагодаря настойчивости и какой-то свежести идей «Навигатор» смог очутиться навершине пирамиды, охватить максимально широкий круг клиентов и удовлетворить ихпотребности. Нам чрезвычайно нравится рекламироваться в вашей газете. Неисключаю, что и благодаря ее популярности мы так серьезно расширили своюгеографию.
– Спасибо за оценку нашего труда. Расскажите, пожалуйста, о развитии предприятия.
–Мне сейчас сложно оценить. Конечно, есть примеры, когда компании за 10 летвырастали в лидеров планетарного масштаба (российские). Но мы не пыталисьгнаться за какими-то показателями, а старались выполнять свое дело максимальнохорошо. Чтобы мне как директору, жителю Академгородка и крупного мегаполиса привстрече с клиентами лично и при общении по телефону не приходилось краснеть зато, что наша компания не смогла обеспечить должный уровень сервиса, качества.
Продолжаемразвиваться, и процесс этот бесконечен. Нечем особо хвалиться. Страна развивается,и мы вместе с ней. Удовлетворяем потребности людей, которые они долго не могли себепозволить.
– Предпринимателя интересует прибыль. На что она расходуется?
–Интересный вопрос. Поскольку предприятие свое (оно как любимый ребенок), тофактически вся прибыль вкладывалась в него. Я за границей в первый раз побывал толькодва года назад: считал, что не пришло время, рано еще, нет необходимоститратить деньги просто так. Прибыль, в основном, шла на развитие. Не только напокупку оборудования или чего-то еще, а и на людей – основной капитал нашейкомпании.
– Занятие бизнесом увлекает?
–Очень много езжу по городу. Вижу окна какого-нибудь здания и думаю: вот тамработают люди, и от солнца их защищают или интерьер украшают наши жалюзи. Этоневероятно приятно.
– Андрей, судя по всему, поначалу вашими заказчиками были институты, предприятия, фирмы. Как велика сейчасдоля частных заказчиков?
–Действительно, за нашу недолгую жалюзийную историю первоначально наша продукциябыла прерогативой офисных помещений, где работают люди, появились компьютеры,модная техника. Стиль офиса должен был соответствовать неким стандартам, вкоторые обязательно вписывались жалюзи. Сейчас стандарты несколько меняются.Жалюзи – это не просто какие-то белые, порой не очень чистые тряпки, которыелюди могут увидеть в своем офисе или магазине. Их мир весьма разнообразен. Исейчас мы пытаемся показать частным заказчикам, что есть неплохая альтернативашторам, что жалюзи – это огромный выбор очень разных и красивых интерьерныхрешений. Заказчики могут посмотреть по нашим точкам продаж, где мы выставляемобразцы. Но тем не менее институты, офисные здания строятся. Все равно заказовпока больше для крупных офисов, предприятий.
– Сколько времени уходит на занятие бизнесом?
–О нем можно думать все время. Но я приучил свой мозг переключаться. Говорюсебе: хватит, ты должен отдыхать. Не отношусь к той категории предпринимателей,для которых бизнес – это все. Жизнь у нас одна. Вряд ли кто, умирая, сожалел, чтомало времени провел в офисе. Стараюсь, чтобы занятие бизнесом не мешалосемейной жизни, нашему совместному отдыху. Стремлюсь как можно больше времениуделять жене и детям.
– Давайте поговорим о семье. Она создавалась здесь?
–Жену я привез из теплых краев. Родом она из Ростовской области, мы учились вместев Харькове, где успешно и поженились. Приехал сюда уже с женой и двухлетнимсыном.
– Как обстояло с жильем?
–Достаточно долго мы просто снимали квартиры: денег не было на приобретениесобственного жилья. После 6 лет занятия бизнесом я посчитал, что в состояниикупить квартиру. В ней и живем.
– А когда появился автомобиль?
–На два года раньше, чем квартира. Понятно, что без него никуда. Помнюсостояние, когда первый раз сел за руль своей машины. Город тогда был не такойзапруженный, и я с удовольствием ездил по Новосибирску, осознавая: для тогочтобы перемещаться в пространстве, требуется, по большому счету, только бензин.Могу поехать, куда угодно.
– Как вы отдыхаете?
–Еще в школьные годы участвовал в походах разной сложности: летних, зимних,водных, пеших, горных. Активно занимался туризмом в институте. И здесь судовольствием продолжаю эту традицию. Сейчас появилось больше возможностей. Нашейславной компанией отправляемся в зимние походы, порой в весьма отдаленныерайоны. Дней десять живем в палатках. А летом путешествуем по тайге. Часто навыходные уезжаем на Алтай.
– Семья оказывает вам поддержку?
–Да. Жена разделяет мои интересы, мою жизненную философию. Мы и работаем, и вовсе походы ходим вместе (насколько это позволяют дети, требующие внимания мамы).Дочке Катерине – 4 года. А сыну – 14 лет.
Живемв сибирском климате. Раз в год наши дети должны быть на море. И мыпридерживаемся этого правила. Часто ездили в Крым. Я там все побережье пешкомпрошел.
Мыстрастные поклонники сноуборда. В последнее время увлеклись велотуризмом. Судовольствием катаемся всей семьей на велосипедах: как по окрестностямАкадемгородка, так и где-нибудь на Алтае.
– Есть ли место, где вы испытываете особое состояние душевногокомфорта?
–Рядом с поселком Морозово есть клуб «Экосапиенс», где благодаря стараниям нашихдрузей на нескольких гектарах земли рядом с водой организовано место, куда мыможем приезжать семьями, пригласить гостей, вместе ночевать в палатках, сидетьу костра. Здесь же создан детский спортивный лагерь «Виктория», которыйзанимается подготовкой мальчишек и девчонок. Дети не только совершают походы. Каждыйгод в августе они уезжают в один из районов нашей области. Живут в необитаемомместе около недели. С собой у них только спички, топоры и ножи. Сами добываютпищу, строят шалаши. Естественно, не без надзора наставников, которые вокрестностях с биноклями прячутся. Вот такая школа выживания в дикой природе.
– Ваше участие в организации лагеря?
–Познакомился с интересными людьми (мы продолжаем тесно дружить). Потребовалисьденьги, чтобы организовать лагерь. Я с удовольствием помог. Своими рукамипостроили большой дом, разные интересные препятствия.
Этото место, где нам хорошо, где окружают люди, близкие по духу. Приезжаем сюда иотключаемся от суеты большого города. Когда я учился в ХАИ, там тоже был такойклуб. Я даже был его председателем. Так что, возможно, зачатки руководителя уменя уже довольно давно.
– Что вы скажете о планах на будущее?
–Я достаточно трезво понимаю, что всех денег заработать невозможно. Думаю, длясебя нашел золотую середину. Дело, которым занимаюсь, и тот образ жизни,который стараюсь вести, дополняют друг друга.
Вспоминаюсчастливое студенческое время, когда, имея 50 рублей в кармане, мог жить наних целый месяц, ходить в походы. Потребности растут с ростом возможностей. Перемещаешьсяв пространстве на «Тойоте», совершенно замечательной машине. Денег станетбольше – захочется «Мерседес». А по большому счету разницы нет. «Тойота» такжедоставит на Алтай, семья туда войдет с комфортом. Поэтому я не вижу смыславкладываться в какие-то более высокие атрибуты роскоши. Честно говоря, и возможностейтаких нет. Может, это не очень правильно, но меня устраивает тот уровеньдоходов, который я имею, и то количество времени, которое уделяю своему бизнесу.Жизнь коротка. И чем старше становишься, тем острее это понимаешь. Тратить оставшуюсяполовину жизни на наращивание капитала и при этом потерять в ощущениях – такой судьбымне не хотелось бы.
Валентина РУДНЕВА
Комментарии
Не оскудеет российская земля нормальными людьми!
Бизнесмен, которым надо гордиться, ибо положение "бизнес и нравственность - понятия не совместимые" явно не о герое интервью. Успехов Андрею и его семье!