В мирное русло
В мирное русло
Сына-семиклассника в новогодние каникулы словно подменили. Он перестал прислушиваться к нашему с мужем мнению, очень неуважительно отзывается о школе – исчезли ориентиры и авторитеты. Его успеваемость упала настолько, что опасаюсь заглядывать в «дневник.ру». Пробовали строжиться – сын не слышит нас. Пробовали разговаривать мягко: сынок, так нельзя, ты губишь своё будущее… Тоже не вариант. Единственное, что ещё для него имеет значение – компьютер. Правда, чтобы сесть за него, необходимо предъявить домашнее задание. Со скрипом, но пока это работает. Даже думать страшно о том, куда мы движемся. Что делать, как вернуть отзывчивого и доброго мальчика, которого заменил унылый и депрессивный дикарь?
Начнём с конца: вы совершенно правы в том, что компьютер в качестве рычага давления работает «пока». В тот момент, когда подросток поймёт, как важно для родителей сохранять контроль и какую в этом роль играет компьютер, он может отпустить происходящее со своей стороны со словами: «Не будет компьютера, да и бог с ним, не очень-то и хотелось!». Тогда у вас не останется способа влиять на ситуацию. И, возможно, произойдёт взрыв в отношениях. Чтобы не доводить до этого, давайте попробуем ослабить напряжение вокруг компьютера. Можно ли его вывести из разряда наград в разряд ежедневной рутины? Каждый день мы ужинаем и чистим зубы, точно так же для всяких нужд используем компьютер. Причём, чем разнообразнее, тем лучше. Хорошо, если и окружающие подростка взрослые используют технику не только для развлечения, но и для работы, других полезных дел.
Наверняка в общении с сыном случаются безмятежные периоды, когда вы спокойны, ничего от ребёнка не требуете, ему нет нужды оберегать от давления взрослых свои границы. Например, в субботние вечера пользуйтесь этим для улучшения взаимоотношений, занимайтесь совместными делами, которые радуют вас обоих, всю семью. Чем больше за выходные накопите положительных впечатлений, тем легче будет общаться на рабочей неделе. В такие моменты стоит разговаривать о жизни, о будущем, вспоминать, какие мечты были у вас в возрасте сына, какие из них и благодаря чему осуществились, какие нет и почему это произошло, на ваш взгляд. Если бы изобрели машину времени, что бы вы изменили и каким образом.
От общих разговоров постепенно переходите к более конкретным, имеющим отношение к происходящему сейчас. Если говорите о мечтах, то постепенно из отдалённого будущего вернитесь в настоящее и посмотрите, как сегодняшние дела помогают достижению этого желаемого; как отношения, которые строятся прямо сейчас, работают на это. Если ребёнок, скажем, видит себя крупным руководителем, то это означает, что ему предстоит проявлять гибкость и дальновидность регулярно. Дальновидно ли при этом идти против правил, установленных учителем русского языка, от отношений с которым в том числе зависит отметка в аттестате – документе, важном для достижения цели?
Что представляет собой деятельность крупного руководителя, развития каких навыков она требует? Можно ли что-то из того, что потребуется в будущем, развивать прямо сейчас в имеющихся обстоятельствах? Как именно это сделать? По каким признакам и критериям можно проверить, в правильном ли направлении идёт развитие?
Какие правила и условности предстоит соблюдать человеку, настроенному на то, чтобы стремительно двигаться по карьерной лестнице? Какую роль в социуме выполняет уважение? Чем отличается демонстрация уважения от ощущения уважения? Каким может стать сообщество людей, лишённое уважения как регулятора определённых взаимодействий?
Обсуждение подобных вопросов превратит школьное обучение из унылой рутины в увлекательный квест, а соблюдение правил станет прекрасным тренажёром для грядущих свершений.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии