«Уверена: это – моё»
«Уверена: это – моё»
Биотехнология растений и молекулярная генетика позволяют выделить отдельные гены, чтобы увеличить урожай, улучшить вкус овощей и фруктов и даже создать традиционные цветы с новой окраской. Корреспондент «Навигатора» побеседовал с заведующей сектором функциональной генетики злаков Института цитологии и генетики СО РАН Еленой Константиновной ХЛЁСТКИНОЙ, ставшей доктором биологических наук в 36 лет, получившей признание не только российских коллег, но и за пределами страны.
– Елена, расскажите о своем детстве...
– Родилась в Новосибирске. Родители – инженеры, у папы, кроме того, значительный преподавательский стаж. Дошкольное детство связано с деревней – летом гостили у бабушки. Общение, природа, подвижные игры. Росла домашним ребенком. Очень просила родителей отдать меня в детсад, а когда пошла, пожалела на следующий день: рано вставать, несвобода, дети ябедничают. Помню путешествия. Каждое лето мы с родителями ехали в купе поезда: Ленинград, Астрахань, Владивосток. В начальной школе интересовали русский язык и литература, с 5-го класса увлекла математика. Занималась самостоятельно по книгам, участвовала в олимпиадах. Школу окончила с золотой медалью.
– Ваши студенческие годы?
– Приехала подавать документы в НГУ, но окончательно решение поступать именно туда приняла, когда направлялась от остановки «ВЦ» к студенческому городку, беседуя по дороге с первокурсницей, взявшейся проводить меня до университета. В тот момент почувствовала: это мое и я буду здесь учиться! Первый семестр была в состоянии восторга – встретила единомышленников. Повезло с учителями и выбором специальности. Выпускалась не как генетик, а как молекулярный биолог, и одним из своих первых учителей считаю Григория Моисеевича Дымшица, который заложил основы понимания молекулярно-генетических процессов и увлек молекулярной биологией.
– Сложно ли женщине в науке?
– В исследовательской работе не труднее, чем мужчине. Мне не было сложно совмещать профессиональную деятельность с домашними заботами – я рано вышла замуж. Ребенок очень организует: пока дочка была в детском садике или школе, я, сконцентрировавшись, успевала сделать очень много. Что касается способностей, у женщины, возможно, будут трудности в теоретической физике, но исследования в биологии и анализ результатов требуют терпения и усидчивости, присущих именно ей. Неудивительно, что в институтах, занимающихся биологией, женщин больше.
– Над чем работаете?
– Основные объекты, с которым мы работаем, – пшеница, ячмень, рожь. Сейчас одно из главных направлений наших исследований – изучение генов защитного ответа культурных злаков. Эти работы нацелены на дальнейшую перспективу – задавать растениям необходимые, в том числе потребительские свойства, улучшать стрессоустойчивость (в частности, к засухе, засолению), обеспечивать более длительную сохранность семян. Мы обнаружили, что фиолетовая окраска зерна пшеницы, связанная с накоплением природных антиоксидантов антоцианов, способствует лучшей сохранности семян после искусственного старения. Сейчас подобные опыты проводим на ячмене, а также изучаем структурно-функциональную организацию генов, регулирующих биосинтез антоцианов. Кроме того, получили и тестируем в поле коллекцию мутантных линий ячменя, из которых затем отберем модели для более широкого спектра сравнительных исследований в области физиологической генетики злаков.
– В чем признание Ваших заслуг как ученого?
– Более 30 описанных и изученных нами генов вошли в мировой каталог генов пшеницы. Я участвовала в разработке молекулярных маркеров ржи, которые сейчас активно используются при создании новых гибридных форм во всем мире. В 2002 году состоялась защита моей кандидатской диссертации, а в 2011-м – докторской по специальности «генетика». Получила грант Президента Российской Федерации для молодых докторов наук (2013-2014); грант по программе РАН «Молекулярная биология» (2013-2017); лауреат I степени конкурса молодых ученых Новосибирской области (2002 и 2012). Важной считаю победу в конкурсе Л’Ореаль-ЮНЕСКО (2010) среди молодых российских женщин-ученых.
– Существует преемственность?
– Мой основной учитель – Елена Артемовна Салина, консультировавшая диссертации. У нее я прошла очень хорошую школу именно в области молекулярной генетики злаковых растений, она сильный специалист, опытный руководитель и психолог, умеющая ко всем найти подход. Так было и со мной – она предоставила мне самостоятельность. С первых же дней работы в лаборатории у меня был простор для собственной мысли, возможность ставить задачи. Сейчас, несмотря на то, что руковожу отдельным подразделением, остались крепкие связи, проводим совместные работы, продолжаем общие публикации. В преемственности важно не только получать, но и отдавать: у меня не так много учеников, но они успешны: в прошлом году под моим руководством защитила диссертацию выпускница НГУ Олеся Шоева. Недавно ее пригласили сделать устный доклад на крупном международном симпозиуме в Йокогаме. Это приглашение – высокая оценка результатов ее работы. Есть проблема нехватки студентов-аспирантов, их физически мало выпускает НГУ для такого количества институтов.
– Находится ли применение генетике злаковых растений в программе освоения Марса?
– Это очень интересное направление в астробиологии. Понятно, что никакие злаки нельзя будет выращивать на Марсе в открытом грунте. Создать идеальные тепличные условия – дорого и крайне сложно: даже если учесть такие факторы, как влажность, температура, состав воздуха и почвы, останутся другие проблемы – иная сила тяжести, иное магнитное поле, чем у Земли... А воздействие неблагоприятных факторов при длительном перемещении на Марс? Можно ожидать, что разные генотипы злаковых растений по-разному отреагируют на стресс. В перспективе колонизации Красной планеты будет актуальным и вопрос о длительном хранении семян. Сейчас в Голландии создана лаборатория, где моделируются отличающиеся от земных условия существования растений. Хотелось бы поучаствовать в совместных проектах с теми моделями злаков, которые мы сейчас разрабатываем.
– Что на первом месте: работа или семья?
– И то, и другое переплетается в моей жизни очень тесно. Проблемы выбора никогда не было. Муж, выпускник НГУ, химик, поддерживает меня во всех профессиональных начинаниях, в совместных дискуссиях не раз рождались новые научные идеи. Он всегда внимательно выслушивает мои новости, с ним первым делюсь своими новыми экспериментальными результатами. Дочь поступает в этом году на химическое отделение. Еще у меня замечательные мама и папа, я всегда чувствую их поддержку и любовь. Очень дорожу своей семьей и надеюсь, что будущее наше будет безоблачным и счастливым.
– Ваше пожелание молодежи?
– Прежде чем решиться посвятить себя карьере ученого необходимо понять: исследователь ли ты? Важно иметь любознательность, желание познавать, не бояться неудач, трудностей. Каким бы трудным ни был мой путь, на 100% уверена: всё правильно, это – моё, и я счастлива, что занимаюсь именно этим!
Егор ПЛИТЧЕНКО
Комментарии