Уходи, ты плохая!
Уходи, ты плохая!
Ребенок начал ругать меня. Если я что-то запрещаю или ему что-то не нравится, сразу хмурится: «Уходи, ты плохая!», или даже: «Уходи, дура!» Мне обидно, я сержусь, запрещаю ему так говорить. На запрет он еще больше ругается. Дальше – больше, пока не отшлепаю. Получается замкнутый круг. Как выйти из него? Сыну скоро четыре года. В четырехлетнем возрасте ребенок еще не обладает собственной устойчивой системой оценок. Она еще только формируется, нуждается в постоянной подпитке и проверке. В этом возрасте важны понятия «хорошо» и «плохо» применительно к делам и поступкам. Но в приведенном примере ребенок оценивает не поступок мамы, а ее саму. Основой для этого, вероятно, служит то, что малыша самого часто оценивают фразами «сейчас ты плохой мальчик!» или «хорошие дети так не поступают!». Из таких высказываний ребенок получает опыт и разрешение оценивать человека в целом, а не его поступки. Подвергаясь негативной оценке, ребенок чувствует, как это неприятно, и сознательно порождает в маме отрицательные эмоции в ответ. По сути, он управляет ею. Можно предположить, что сын говорит ругательные слова не с целью выразить свое состояние, но чтобы продолжить привычное взаимодействие, ставшее определенным ритуалом в отношениях, запустить тот самый «замкнутый круг», о котором говорит мама.
Для изменения ситуации необходимо подвергнуть ревизии речь окружающих взрослых и по возможности изъять из нее оценочные высказывания, направленные на мальчика. Если на кого-то из взрослых повлиять не удается, можно попробовать сглаживать последствия таких оценок для ребенка. Например, бабушка может быть твердо уверена в своей правоте и менять свои воспитательные методы совершенно не намерена. Ребенку после бабушкиных фраз о том, что ее внук совсем не похож на хорошего мальчика, можно говорить, что он хороший, но бабушка видит его не все время, поэтому иногда может ошибаться. Подобные вещи могут подорвать авторитет бабушки в глазах внука, но вред, наносимый самооценке ребенка несоизмеримо больше.
Слово «дура» в устах четырехлетки чаще всего появляется двумя путями: из садика и от родителей. На всякий случай необходимо проверить собственную речь. Бесполезно запрещать ребенку то, что делают родители; тогда ругательства со временем превратятся для него в атрибут взрослости.
Чтобы разорвать замкнутый круг в отношениях, необходимо повести себя иначе, чем обычно. Ребенок по своей инициативе такого сделать не сможет – это прерогатива взрослого.
Во-первых, можно сказать о своих чувствах: «Мне обидно, когда ты так говоришь!». Помимо того, что разрывается привычный шаблон, происходит обучение ребенка выражению собственных чувств. Малыш понимает, к каким последствиям приводят его действия, что чувствуют окружающий люди.
Во-вторых, можно попробовать преувеличенно удивиться словам ребенка: «Нет, не может быть! Мой сынок так сказать не мог!» и заняться делами, оставив его без внимания.
В-третьих, можно крепко обнять ребенка со словами: «А я тебя очень- очень люблю!». Самое главное – не оказаться снова в замкнутом круге повторяющихся обижающих действий.
А. Бердникова, психолог (тел. 8-913-905-09-40) -----------------------
Комментарии