Учитесь понимать своего ребенка
Учитесь понимать своего ребенка
Учитесь понимать своего ребенка
Ребенок рождается, чтобы стать разумным и добрым человеческим существом… Не бойтесь любить его и наслаждаться им.
Б. Спок
Соня ни разу не была так счастлива, как в последние три месяца, прошедшие после свадьбы. Она любила и была любима. Муж ее боготворил, свекровь души в ней не чаяла. Умная, жизнерадостная, она обладала удивительной способностью притягивать к себе людей. Рядом с ней становилось тепло и уютно. Соня никогда не создавала ненужных проблем ни себе, ни окружающим. И неудивительно, что она так гармонично вписалась в жизненный уклад новой семьи.
Давид был единственным сыном уже немолодых родителей, потерявших надежду, что он когда-нибудь женится. «Встречу свою единственную – женюсь незамедлительно», – отшучивался он. Встретил и обещание свое сдержал. Родители были счастливы: «Теперь дело за малым – внука бы дождаться». Свекровь, сама того не замечая, внимательно приглядывалась к невестке, отыскивая признаки зарождения новой жизни. И вот свершилось! Ночью, притулившись к теплому плечу мужа, Соня, немного смущаясь, поведала свою тайну: «Кажется, у нас будет ребенок». От избытка счастья Давид сгреб в охапку жену и ввалился с ней в спальню родителей. «Нас теперь трое! Нас – трое!» – выкрикивал он, пританцовывая. Спросонья отец с матерью не сразу поняли, отчего такой ажиотаж. «Неужели?!» – первой включилась в ситуацию свекровь. Угомонились только к утру, окончательно решив, что родится непременно мальчик, назовут его Мариком, и будет он потомственным врачом, как дед и отец.
«Мальчик! У нас будет мальчик!» – объявила Соня после УЗИ, едва переступив порог. Полгода семья пребывала в радостном ожидании. Давид млел от восторга, когда, поглаживая живот жены, вдруг ощущал толчки в ладонь. А Соня, счастливая, уже считала дни, оставшиеся до родов. Настал день, и Марик громким криком оповестил весь мир: «Я пришел!»
Через неделю в роддоме Давиду торжественно вручили голубой конверт с новым членом семьи. И началась другая жизнь, в которой на смену радостному возбуждению пришли тревоги, волнения и многое другое. А другое – это резкие перемены в душевном состоянии Сони. Спокойная и уверенная в себе до родов, она с каждым днем превращалась в «комок нервов», жила в постоянной тревоге за малыша. То ей казалось, что ребенок перестал дышать, и она в ужасе бросалась к кроватке, разворачивала пеленки, чтобы убедиться, что все в порядке, а в результате не спала сама и не давала спать ни мужу, ни ребенку. Потом появились новые опасения – малыш голоден, и Соня готова была круглые сутки держать его у груди. Опасаясь простуды, кутала ребенка без меры, а потом приходила в отчаяние, когда обнаруживала на теле сыпь потницы. Соня решила, что для ребенка необходимы стерильные условия. Она целый день стирала, кипятила, гладила, не доверяя эту работу никому, и к вечеру валилась с ног.
Уже через месяц такая ситуация парализовала всю жизнь семьи. Соня раздражалась по малейшему поводу и срывалась на истерики, доводя до отчаяния близких. Даже плач малыша стал для нее непереносим. Порой она могла долго сидеть с отсутствующим взглядом или начинала суетливо хвататься то за одно, то за другое, ничего не доводя до конца.
«Что происходит?» – был первый вопрос, заданный Давидом. А происходит следующее. С перерезанием пуповины кончается биологическое единство матери и ребенка, и начинается новая жизнь. Для молодой матери существует опасность полностью погрузиться в атмосферу ребенка, создать некую интимность вдвоем, в которой не находится места не только для других членов семьи, но даже для мужа. С одной стороны, женщине хочется, чтобы ей помогали в уходе за малышом, а с другой – недоверие, страх, ревность приводят к отвержению любой помощи. В результате утомление накапливается изо дня в день и приводит к невротизации, к истощению нервной системы.
Как избежать этого? Прежде всего, уяснить, что уход за ребенком не будет трудным делом, если его не усложнять. Часть работы можно переложить на плечи близких и перестать нагнетать тревогу, что они сделают что-то не так. Ведь вырастили же вас с мужем – значит, есть опыт и им надо воспользоваться.
Молодые матери часто полагают, что их долг – оградить ребенка от любых неблагоприятных воздействий окружающей среды. Но это неосуществимо. Даже если бы такая изоляция была возможна, то, как считает Лоре Шульц-Вильд, она не принесла бы ему пользы. Конечно, разумные родители не станут гулять с ребенком по загазованной улице, хотя часто приходится наблюдать, как не спеша катит любящая мама коляску с малышом по проезжей части около подъездов, мимо газуют автомашины, и ей в голову не приходит, что ребенок дышит угарным газом. Конечно, не следует и, подняв с земли упавшую пустышку, совать ее в рот малышу, но и становиться рабами стерильности в уходе за ним нет никакой необходимости, так как за девять месяцев внутриутробной жизни он получил из материнского организма целый набор защитных средств. Новорожденному не нужны супербелые пеленки, прокипяченные с отбеливающими веществами. Их достаточно постирать с мылом и хорошо прополоскать, чтобы исключить рост мочекислых бактерий, вызывающих опрелости и раздражение кожи. Нет необходимости и в постоянном глажении их. Это дает больше эстетический эффект, но изрядно выматывает силы матери. Так что во всем должна быть мера и благоразумие.
Нередко молодых родителей приводит в отчаяние детский плач. Груднички плачут, когда голодны, когда им что-то мешает, болит. Но иногда их плач – это реакция на одиночество, способ снять напряжение, преодолеть пугающие впечатления. В таких случаях единственное, что помогает – это присутствие рядом спокойного человека. Вероятно, многие из читателей не раз были свидетелями того, как малыш успокаивается на руках даже чужого человека, который спокоен. Вот почему так важно, чтобы родители были спокойны, особенно мать, раздражение которой передается малышу, и круг замыкается. Успокойтесь, возьмите ребенка на руки, походите с ним. Может, ему всего и нужно-то, чтобы прижали к груди, покачали, поговорили с ним. Многие боятся тем самым избаловать ребенка. Но, как полагает Б. Спок, «избалованность начинается не с этого и не вдруг, а постепенно, когда мать боится прислушаться к голосу разума или когда она превращается в раба своего ребенка».
Существует множество весьма противоречивых рекомендаций по уходу и воспитанию ребенка. При этом не учитываются его индивидуальные особенности. Нередко малыш становится беспокойным потому, что взрослые мешают ему выработать свой собственный ритм сна, бодрствования, кормления. Учитесь понимать своего ребенка, и вы увидите, что проблем станет меньше.
Нина ЛОГВИНЕНКО, психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии