Три задачки про общение
Три задачки про общение
Мой сын-четвероклассник – открытый общительный ребёнок. Но он подвергается буллингу в школе: дети не хотят с ним общаться, голосуют за удаление его из класса, отслеживают все ошибки и жалуются учительнице. Та, к сожалению, на стороне других учеников, против нашего мальчика. Родители класса пишут жалобы директору на ребёнка, хотя он всего лишь защищается. Что делать?
Кратко о сыне: детский сад не посещал, 1-й класс провёл на домашнем обучении (слабое здоровье), 2-й и 3-й класс учился дистанционно (ковид), в сентябре вышел в школу. Очень хотел общаться с одноклассниками, но детский коллектив оказался для него слишком жестоким.
О буллинге сейчас говорят много, вопросам его профилактики уделяется большое внимание. Но чего нет, на мой взгляд, так это определения этого понятия и установления причинно-следственных связей. Часто бывает так: кто первый сказал «буллинг» – тот и жертва. Поэтому в вашем случае попробуем эти причинно-следственные связи установить.
Ребёнок развивается комплексно. К началу школы он обучается не только читать и писать, но и обладать произвольностью когнитивных процессов, достаточным эмоционально-волевым и коммуникативным развитием. В старшем дошкольном возрасте через ролевые игры развивает свои коммуникативные и волевые навыки. Он учится соблюдать правила, учитывать интересы другого человека, завязывать отношения и поддерживать их. Детсад – не единственное место, где такое развитие возможно, но, пожалуй, самое простое.
Ваш мальчик избежал общения в коллективе в детском саду и первые три года обучения в школе. Поэтому, принимая решение о выходе из сложившейся ситуации, в первую очередь важно оценить уровень его коммуникативного развития. Можно это сделать самостоятельно по специальным методикам.
Ребёнку по очереди даются карточки с текстом трёх заданий и задаются вопросы.
Задание 1. Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чём подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?
Задание 2. Три подруги собираются готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике», – сказала Наташа. «Нет, начать надо с упражнения по русскому», – предложила Катя. «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение», – возразила Ира. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им поступить?
Задание 3. Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», – предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», – возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?
Критерии оценивания: понимание возможности различных точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учёт разных мнений и умение обосновать собственное; учёт разных потребностей и интересов.
В результате можно выявить уровень выполнения задания.
Низкий уровень. Ребёнок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображённого персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: принимает сторону одного из персонажей, считая иную однозначно неправильной.
Средний уровень. Ребёнок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень. Ребёнок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может обосновать своё мнение.
Проще диагностировать ребёнка будет на приёме у психолога. Если уровень коммуникативного развития окажется ниже возрастной нормы, то оптимальным способом выхода из ситуации будет смена детского коллектива с параллельным коммуникативным тренингом для мальчика. Тогда он сможет войти в новый класс на новом уровне коммуникативных навыков. Если уровень окажется в пределах возрастной нормы, тогда важно провести психологическую работу с классом в целом. Это может сделать, например, школьный психолог.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта psy-files.ru
Комментарии