Только спокойствие!
Только спокойствие!
Сыну годик, он очень любопытный малыш. Но любой запрет воспринимает как трагедию. Слово «нельзя» хорошо понимает, но как будто хочет сам убедиться в его действии. Если что-либо не получается, падает на пол со слезами. Когда предлагаю помощь, он не всегда её принимает – может устроить истерику. Пытаюсь объяснить, что хочу научить его, показать, как нужно сделать, но он как будто не слышит, капризничает. Вот конкретный пример: стоит большой цветок, сын подходит и трясёт его. Пытаюсь отвлечь внимание ребёнка или говорю, что нельзя так делать («упадёт-бух, будет больно»). В этот момент сын падает лицом вниз и плачет.
У него большой интерес кушать самому. Даю ему и себе по ложечке. Он пытается набрать еду, но когда не получается, всё кидает и психует. Вновь даю ложечку и пытаюсь показать, как правильно ею пользоваться, он опять психует. Говорю: «Сынок, давай я поучу тебя кушать, и ты будешь сам, как большой. Посмотри, как мама делает». Но он будто не хочет слышать.
Когда включает плиту, не ругаю – он же пытается повторить за мной. Но иногда его поведение вводит в ступор, не знаю, как реагировать. Повторяю ему, что он ведёт себя неправильно. Нужно слушаться и смотреть, как делать. Боюсь травмировать его. Но и не хочу, чтобы он при малейшем отказе или неудаче падал в истериках. Как показать малышу, что хочешь помочь?
Сыну всего год, и он не всю обращённую к нему речь понимает так, как вам бы хотелось. В большей степени ребёнок такого возраста реагирует на интонацию и мимику взрослого, который с ним разговаривает, считывая эмоциональный настрой.
Говорите, что сын включает плиту, и вы его за это не ругаете. Получается, плиту включать можно? Или можно при каких-то условиях? Скорее всего вы понимаете, что плиту ему всё равно предстоит научиться включать, поэтому допускаете, что при определённых условиях это делать можно. Например, в вашем присутствии. Или даже по вашей просьбе, когда ставите что-то на плиту, можете звать своего помощника, чтобы он её включил. Когда вы это делаете, руководствуетесь сводом неосознаваемых/неозвучиваемых правил для сына. Чтобы действия приносили ему пользу, способствовали его развитию, эти правила необходимо озвучить: «Плиту можно включать со взрослым, с мамой или папой. Когда поверхность плиты будет тебе до подбородка, ты всё сможешь и без нас» (параметр роста можно задавать любой на ваше усмотрение).
Важно, чтобы в вашем представлении эти правила были отчётливо сформулированы, тогда сможете транслировать их определённо и однозначно. Сейчас сын поймёт не всё из того, что ему говорят, но постепенно степень понимания будет возрастать. Поэтому стоит набраться терпения и объяснять снова и снова. Обычно сохранять спокойствие помогает мысль о том, что ребёнок скандалит не специально, он иначе не может справиться с возникающим напряжением. Старайтесь избегать прямого запрета, а предлагайте альтернативу. Например: «Давай с тобой лучше будем рыхлить цветок, а не трясти, или побрызгаем его... Кашу ложкой лучше брать так…»
Ключевые родительские компетенции в воспитании ребёнка такого возраста – спокойствие и терпение. Их проявление обязательно будет вознаграждено. Поведение сына вводит вас в ступор, алгоритм выхода из него таков: вдох-выдох, успокоиться самой, успокоить мальчика, попробовать ещё раз, похвалить себя и сына за результат.
Вы задумываетесь над процессом, не пускаете его на самотёк – значит травмируете малыша гораздо меньше, чем могли бы. Родительская осознанность имеет большое значение в воспитании. Понимать, что я делаю и для чего в каждый конкретный момент времени – дорогого стоит и очень позитивно сказывается на развитии ребёнка.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта pediatrinfo.ru
Комментарии