Ты – господин слова
Ты – господин слова
Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
Л. Фейхтвангер
Однажды на остановке я стала свидетельницей комической сцены. Три подростка лет 13-14 бурно обсуждали какое-то взволновавшее их событие. Один из них, срываясь на петушиный крик, размахивая руками, что-то пытался доказать своим товарищам. Но главное не в этом – главное в его лексиконе: что ни слово, то мат. И куда только ни «посылал» он друзей, когда они возражали ему. Стоявшие на остановке люди попытались урезонить матерщинника, но одну солидную даму он послал на три «клавиши», а интеллигента в очках затолкал сразу в «пять». Не выдержали такого хамства девушки, стоявшие рядом. Они обступили плотным кольцом сквернослова и потребовали, чтобы он извинился перед теми, кого оскорбил. Но подросток вместо извинений только разъярился: «Ну, блин, пристали! Пошли вы…» – и снова нажим на три клавиши. Тогда одна из девушек, что покрепче и посильнее, схватила его за грудки, а другая тоном, не допускающим возражений, приказала: «Снимай штаны!» Ошарашенный подросток не сразу сообразил, что от него требуют, и начал вырываться. Но не тут-то было! Девушки еще крепче прижали его к стене киоска: «Снимай, кому говорят, иначе сейчас рожу расцарапаю». «Зачем штаны-то снимать?» – завизжал матерщинник, едва сдерживая слезы. «А нам интересно – есть ли у тебя то, на что ты всех посылал», – вполне серьезно ответили девушки. Чем бы все закончилось – неизвестно, Подошел автобус, и девушки заспешили, напоследок пригрозив: «Увидим тебя еще раз, и если будешь материться, разденем, и побежишь домой голым». Кому-то это показалось смешным. А я подумала: к сожалению, может быть, это единственно действенный способ заставить людей придерживаться социальных норм, принятых в обществе?
У одних сквернословие вошло в привычку, и в любой обстановке (даже в семейном кругу) они не могут связать двух слов без мата. Впрочем, ругательство при этом является своего рода междометием, заполняющим неизбежные пустоты в убогой речи. Другие ведут себя более сдержанно, но непременным атрибутом «чисто мужского» (а иногда и «чисто женского») разговора считают соленое словцо, с помощью которого стремятся подчеркнуть доверительный и раскованный характер беседы. Это удел недалеких, эмоционально опустошенных людей. Достаточно воспитанные относятся к брани брезгливо – для них выругаться столь же немыслимо, как, скажем, высморкаться в занавеску.
К величайшему сожалению, нецензурная брань, подобно эпидемии, захлестнула наше общество, и не только взрослых, но и детей и подростков. Однако давно доказана способность языка оказывать влияние на человека. Даже растения, по мнению биологов, чахнут, если их ежедневно «покрывать матом». Физиками установлен факт отрицательного влияния нецензурной брани на структуру воды. И если это так, то можно представить себе, что происходит в организме человека, состоящего в основном из воды.
Наш язык является средством передачи информации. А какую информацию передает мат? Так или иначе, по мнению многих психологов, нецензурные слова, сказанные с большим эмоциональным накалом, оставляют глубокий след в памяти человека и формируют в его подсознании «комплексы», хорошо бы просто эротического, но, в основном, порнографического содержания. Эти «комплексы» рано или поздно могут прорываться в сознание и толкать человека порой на внешне немотивированные импульсивные поступки сексуального характера. Мат – это своеобразное зомбирование нашего подсознания. Вот почему необходим строжайший запрет на ненормативную лексику в общественных местах, чтобы не подвергать людей, и особенно детей и подростков, психологическому прессингу.
Мат одинаково опасен и для тех, на кого он направлен, и для тех, кто им пользуется. Как писал М. Монтень: «Слово наполовину принадлежит тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит». И эту вторую половину впитывают, как губка, начинающие говорить дети. Ребенок прислушивается к речи окружающих, улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на слух и пытается включить в свой словарный запас. Он еще не может понять, почему одни слова хуже, чем другие. Для него все они интересны и достойны внимания. Очень важно, чтобы малыш хотя бы в семье не слышал нецензурных слов. Рано или поздно он столкнется с ними вне дома, на улице, где они просто витают в воздухе. Как же вы будете объяснять ребенку, что эти слова неприличны, постыдны, если сами их употребляли?
Вне всякого сомнения, надо ограждать малыша от чужой грубости, но не все здесь в нашей власти. Добиться того, чтобы ребенок не узнал, а тем более узнав, забыл неприличное выражение – задача невыполнимая. Многих родителей повергает в шок, когда их любимое чадо произносит запретное слово. И здесь важна реакция взрослых. Необходимо помнить, что малыш еще не в состоянии постичь смысл ругательства. Он лишь смутно ощущает, что эти слова несут сильный эмоциональный заряд, и испытывает вас на прочность. Родительский гнев проблему не решит, а только углубит ее. В сознании ребенка нецензурное слово обретет еще более сильную эмоциональную окраску. Не в силах понять причину строгого запрета, малыш может попытаться использовать запретный плод как символ своей независимости. Чаще всего это случается в семьях, где ребенок испытывает неудовлетворенность от общения со взрослыми и использует ругательство просто для того, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы «дать сдачи» старшим за обиды. В таких случаях сквернословие выступает лишь как средство, и решать надо проблему не словесной невоздержанности, а нормализации отношений.
В других же случаях ребенку в меру его понимания необходимо объяснить, почему нельзя вслух произносить эти слова по аналогии с тем, почему нельзя выходить голым на улицу, и дать понять ему, что вас огорчает это. Однако по мере взросления проблема становится более серьезной. Нецензурная лексика у подростков приобретает роль символа зрелости и независимости. И опять: стремление подростка к независимости приобретает уродливые формы, когда у него создается впечатление, что родители блокируют пути его взросления. Если во взаимоотношениях с взрослеющим сыном (или дочерью) удалось избежать подросткового бунта, то родителям проще объяснить свое отношение к брани как к неприличному словоблудию никчемных людей. Подросток, дорожащий мнением родителей, прислушается, и если где-то в компании сверстников с его языка и сорвется соленое словцо, в привычку это не войдет. Пусть ваш ребенок раз и навсегда усвоит простую истину – ты господин слова. Как писал Ш. Гафиз: «Слово, удержанное тобою, – раб твой, слово, вырвавшееся у тебя, – господин».
Нина ЛОГВИНЕНКО, психолог
Комментарии