«Ты должен обязательно...»
«Ты должен обязательно...»
Моему сыну 8 лет. Он заканчивает второй класс. Учится хорошо. Ходит в бассейн, музыкальную школу и на дополнительные курсы по английскому языку. Проблема в том, что, если бы я не настаивала на этих занятиях, он бы предпочёл никуда не ходить и каждую свободную минуту проводить в планшете или телефоне. Так он делает и сейчас, только времени у него для этого немного. Но меня всерьёз беспокоит, что собственных интересов у него нет, кроме гаджетов.
Как убедить сына в том, что вокруг много интересного, а на телефоне свет клином не сошёлся? Чтобы он не рвался в гаджет, а ещё лучше – и вспоминал о нём не каждый день, чтобы выбрал секцию по душе и увлечённо занимался?
Вы ставите довольно сложную задачу, потому что мы живём в мире, в котором роль гаджетов всё больше возрастает. У вашего предложения тем больше шансов быть воплощённым, чем больше членов семьи способны обходиться без этих устройств продолжительное время.
Давайте пробежимся по близким людям мальчика. Как долго мама в среднем в сутки обходится без гаджета? Папа? Бабушка? Кто-то ещё значимый и близкий для ребёнка? У мальчика перед глазами должна быть модель интересного насыщенного времяпрепровождения близкого человека, не завязанная на гаджеты. Если предполагается, что сын должен читать бумажную книгу, пока все домочадцы заняты с гаджетами, то он будет бунтовать против этого.
Видение ваше и сына по поводу интересных занятий не совпадают. Но если говорить серьёзно, то, конечно, есть вещи обязательные, которых не избежать при всём желании, и факультативные, о которых можно договариваться. Чем младше ребёнок, тем в большей степени баланс обязательного и факультативного определяет взрослый.
Школу как право, гарантированное конституцией, оставляем за скобками. От неё никуда не деться, хотя есть разнообразные вариации (дистант, семейное образование и пр.) Несколько лет назад, работая в смешанной детско-родительской группе, задавала вопрос: обучение в школе – право или обязанность? Ответы очень чётко разделились на детские – обязанность, и родительские – право. Сейчас, думаю, и многие родители ответили бы, как дети.
Вернёмся к балансу факультативного и обязательного. Например, я как мама убеждённо считаю, что, кроме школы, ребёнку обязательно нужно плавать и играть на саксофоне. Проанализировав свою позицию, так прямо и говорю сыну или дочке: такой набор обязателен и не обсуждается. Чтобы этот набор (нужный мне) сохранялся требуемое количество лет, я готова прилагать такие и такие усилия. Понимаете, чем длиннее список обязательного, тем больше усилий от родителей он требует. По поводу факультативных (выбранных самим ребёнком) занятий возможны обсуждения и апелляции к его собственному выбору. Но, с другой стороны, факультативные занятия могут быть прекращены в любой момент по желанию ребёнка: он их выбрал, чтобы начать заниматься, он выбирает и время завершения. Тогда система понятна и прозрачна.
Довольно часто бывает так, что ребёнок выбирает занятие (исключительно самостоятельно или под родительским давлением – неважно), позиционируемое как его выбор, но родитель прикипает к нему: три года потрачено на музыкалку, как же можно бросить? Можно, если это факультативное занятие, и нельзя, если обязательное. Это тонкий момент. Мы часто говорим детям: «Это для твоего блага, поэтому ты должен...» Но ребёнок не видит своего блага (пока во всяком случае, либо не считает, что ему когда-либо пригодится то, чем его заставляют заниматься), поэтому противится выполнению навязанных по факту обязательств. В случае, когда родитель заявляет «Это я так считаю, что тебе нужно...», ребёнок тоже может противиться, но при такой постановке вопроса старший берёт на себя ответственность в том числе и за выполнение обязательств (что я предполагаю делать, чтобы ты вовремя попадал в бассейн).
Поэтому для того, чтобы разобраться, где проходит граница ответственности, нужно сначала прислушаться к себе: что для меня обязательно в умениях, воспитании, образовании сына и во что я буду вкладываться при любых обстоятельствах, а что факультативно...
Определяет это родитель, для ребёнка такой груз ответственности может быть слишком велик. Не выбор секции, а выбор того, что обязательно к исполнению, что факультативно. А гаджет – это всего лишь инструмент, рабочий инструмент.
Наверное, современные реалии таковы, что мы не можем вычеркнуть гаджеты из жизни ребёнка, даже такого маленького, но можем подчеркнуть функциональность устройства без его сверхценности.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото из архива «Навигатора»
Комментарии