• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 02:18 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Телега впереди лошади

    Телега впереди лошади


    СЕМЕЙНЫЙ КРУГ

    Телега впереди лошади

    На сегодня это был последний пациент. Он не просто вошел в кабинет, а как-то бочком протиснулся в едва приоткрытую дверь, словно боялся открыть ее пошире, опасаясь каких-то неожиданностей. Согбенные плечи, шаркающая походка – казалось, он с трудом несет свое тело, длинное и худое. Глубокая складка залегла между бровей. Что это? След постоянных раздумий? сомнений и тревог? неуверенности? Все эти вопросы промелькнули у меня в голове, пока он шел от двери к моему столу.

    На предложенный стул не сел, а присел тоже бочком. Сколько же ему лет? Я взглянула на обложку амбулаторной карты и не поверила глазам своим – всего 26! «Да, да доктор! Мне всего 26 лет! – заговорил он, очевидно, уловив недоумение на моем лице. – Порой мне кажется, что я уже прожил сто лет, и нет сил жить дальше. Меня словно выпотрошили: ни мыслей, ни чувств, ни желания что-либо делать. Внутри все выгорело. Я еще двигаюсь, а душа умирает. Как мне заставить ее жить?» «Господи! Кто же так, заживо, убил этого человека?» – снова подумалось мне.

    Андрей, так его звали, заговорил первым, не дожидаясь, когда я озвучу свой вопрос. Единственный ребенок, он вырос в семье научных работников, талантливых и увлеченных. В доме царил культ знаний. Вместо мебели – по стенам от пола до потолка стеллажи с книгами: литература всех стран и народов, история, философия, психология, периодика на английском и немецком… Стопы книг на столе, на подоконниках. А главное, все читалось. Андрей вспоминает, как в доме собирались друзья родителей. Пили душистый чай из трав, курили и спорили. Бывало в азарте то отец, то мать сбрасывали с полок книги в поисках нужной и цитировали выдержки из нее в подтверждение истинности своих суждений. В такие минуты мальчик с восхищением смотрел на них и мечтал, что когда вырастет, будет таким же умным, как родители. Нередко, будто споря с самим собой, отец открывал какую-нибудь философскую книгу и, обращаясь к сыну: «Ты понимаешь…» – читал целые главы. Память у мальчика была цепкая, его мозговой компьютер вмещал не один десяток мегабайт информации. И уже к 7 годам он стал участником научных споров взрослых, иногда ставя их в тупик.

    «Да у вас гений растет!» – не раз восклицали друзья, а родители чуть не лопались от гордости и накачивали, накачивали «гения» всем, что нужно и не нужно, лишая его обычных детских радостей. Он не умел, как другие дети, играть и не испытывал в этом потребности. Он не умел общаться со сверстниками с их дворовыми интересами. Все они казались ему глупыми, и он уходил от них с мыслью: «С ними не о чем даже поговорить». Родители не замечали, как их сын стареет душой. Проблемы начались в школе. Андрею было неинтересно среди первоклашек. Он бегло читал, знал наизусть множество стихов, и не примитивных детских, а вполне взрослых (Блок, Пастернак, Маяковский). Свободно говорил на английском, бегло читал на немецком и ставил в тупик учителя своими «философскими» рассуждениями.

    «Что делать с этим гением?» – не раз задавались вопросом учителя. Наконец, решили пробно перевести его сразу в третий класс, но и там Андрею было скучно. Он наперед знал, о чем будет говорить учитель, тяготился необходимостью расписывать в тетради ход решения задач. «Зачем? – не понимал он. – Я ведь все уже в уме решил». И сдавал практически пустую тетрадь, где значились только ответы. Естественно, получал двойку, в лучшем случае тройку. Мама, возмущенная такой оценкой знаний сына, начала прессовать учителей. В ответ потерявшие надежду приучить его к порядку учителя, чтобы избежать конфликтов, снисходительно ставили завышенные оценки, не обращая внимания на то, что мальчик теряет интерес к учебе, часто болеет, совершенно устранился от общения с детьми. Соклассники пробовали подшутить над ним, сделать из него «козла отпущения», но не тут-то было. Андрей обрушил на обидчиков такую эмоциональную бурю, такую агрессию, что его раз и навсегда оставили в покое. Потребности в общении он не испытывал и не страдал от своей изоляции. Друзей ему заменяли книги. Часами просиживал он в отцовском кабинете, читая все подряд. А родители постоянно подстегивали: «Ты должен, ты обязан знать это и это. Тебя ждет большое будущее, если ты…»

    И вот позади школа, а дальше университет, и не какой-нибудь, а… Родители и мысли не могли допустить, что их гениальный ребенок будет учиться в каком-то НГУ или, на худой конец, в МГУ. «Даром, что ли, столько в него вложили?!» Вложили много, да только главному научить не подумали: умению жить среди людей, общаться с ними; не научили навыкам самообслуживания. С первых же дней зарубежной жизни он растерялся. С ужасом осознал, что его знания никому не нужны и даже мешают. Его резонерские псевдонаучные рассуждения никто не хочет слушать. Обида, глухой протест и снова оппозиция ко всем. А рядом нет ни папы, ни мамы. Утешения искать не у кого. Однако «утешитель» нашелся среди студентов и приобщил к наркотикам. Университет Андрей не закончил, вернулся домой «полуразбитый». Потом наркологическая клиника в Москве, потуги продолжить учебу в НГУ, но… А родители по-прежнему не могли смириться с тем, что сын не оправдал их надежд стать великим философом, и наседали, докучали длинными цитатами из мудрых книг, приводили впечатляющие примеры, но все безрезультатно. «Я ничего не хотел, моя голова уже ничего нового не вмещала и не хотела вмещать. Я давал обещания и не выполнял их. С наркотиками завязал, а как жить дальше, не знаю. Я ничего не умею делать руками. Моя голова наполнена всевозможной информацией, но где ее применить, понятия не имею».

    Он умолк так же неожиданно, как и заговорил. Повисла напряженная пауза. Все мысли разом улетучились из моей головы. Да и что такого могла я сказать этому не по годам состарившемуся человеку, чего он не знал бы из книг? Известно было только одно: ему предстояло заново учиться жить в реальном времени, в реальном мире, которых он не знал.

    Разумеется, родители Андрея в воспитании сына исходили из лучших побуждений, но забыли, что «истинное воспитание стремится к природосообразному развитию, но не к преждевременной зрелости. Если задаток пробужден слишком рано или чрезмерно напряжен, то впоследствии неминуемо наступает ослабление и преждевременное прекращение его деятельности». Так писал Адольф Дистервег, немецкий педагог XIX века. Это и произошло с Андреем. Его эрудированные папа и мама, в огромной библиотеке которых были сочинения Ж.-Ж. Руссо, не обратили внимание и на предупреждение великого французского мыслителя XVIII века: «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться; у вас будут юные ученые и старые дети. У детства свои, ему свойственные, способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее желания заменить их нашими… Никогда не следует прежде времени рассуждать с детьми о высоких материях, резонерствовать. Ничего нет пошлее детей, с которыми резонерствовали… Рассудок развивается после всех способностей, и начинать с него – значит начинать с конца».

    А народная мудрость более лаконична: нельзя телегу ставить впереди лошади.

    Нина ЛОГВИНЕНКО,
    психолог


    11.05.2007, 03:45 Гость_Илья_*

    Очень интересная статья! Но мне кажется, что на проблему можно посмотреть и с другой стороны, отчасти эта история знакома мне по моему собственному опыту, к счастью, более благополучному. Я тоже длительное время был "умнее" сверстников, и в семье активно воспитывали чувство собственной исключительности. Меня выручило в первую очередь то, что я, в отличие от Андрея, все же очень страдал от изоляции. Я думаю, что раннее развитие Андрея идет все же от природы, и не следовало искусственно ограничивать его интересы, как несоответствующие возрасту. Они ведь были не извне навязаны, а шли изнутри, от его собственной личности. Другое дело, что Андрею не хватило настоящей поддержки, доброй воли и внимания. И чрезмерные амбиции родителей, и жесткость школьной системы с желанием выровнять всех под одну гребенку, и естественная неспособность найти равного среди сверстников сыграли крайне негативную роль. Если бы в школе нашелся учитель, который не просто потребовал соблюдения правил, а поставив более сложные и нестандартные задачи, требующие серьезных размышлений, показал бы Андрею необходимость излагать ход своих мыслей, а не готовый ответ... Если бы нашелся друг, который был бы чуть старше, и поэтому мог бы быть с ним на равных, и еще мог бы увлечь еще и обычными мальчишескими интересами - не наркотиками, а велосипедами, техникой, да пусть даже нормальными мальчишескими драками - ну не верю, чтобы сердце Андрея не откликнулось!
    А информация в голове - раз она есть, то на что-нибудь сгодится. Значит, она была нужна ему для каких-то своих задач, которые еще предстоит решить в жизни. Ненужная человеку информация обычно не откладывается. Попробуйте заучить то, что ненужно и неинтересно! Значит, нужно искать приложение, учиться думать самостоятельно и не ждать, что это будет легко и приведет к славе мирового масштаба. Зато вполне возможна слава в масштабе средней общеобразовательной школы, что не менее достойно
    Кто бы мы ни были - родители, дети, воспитатели - нужно прежде всего стараться быть внимательным к человеку, и помочь ему идти по своему пути в жизни. И здесь что чрезмерные ожидания и воспитание исключительности, что желание загнать в единые и универсальные рамки - равное зло.


    Другие статьи на тему

    Старые рубрики / Семейный круг
    Советы читателей
    Советы читателей В рубрике «Семейный круг» мы не раз говорили о том, что заставляет людей старшего возраста искать пару и создавать семью. Для женщин это страх одиночества, желание чувствовать себя нужной, излить на кого-то нерастраченную теплоту и нежность...
    3075 2
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    (Продолжение. Начало в №44) Александра Академгородок уже отпраздновал свое десятилетие, когда ей предложили работу в одном из институтов, да еще с предоставлением квартиры...
    3091 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    Существует множество неписаных законов, которые в реальной жизни имеют место быть. К примеру, если бутерброд падает, то по «закону подлости» непременно маслом вниз. А вот в моей психотерапевтической практике постоянно действует «закон парности случаев»...
    2950 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Призраки прошлого
    Они поженились, когда, как говорят, деваться было некуда. Ирина ждала ребенка, и это было уже очевидно для всех. Сергей долго не решался привести ее в дом и познакомить с матерью, хотя та постоянно интересовалась, когда же он, наконец, предъявит свою красавицу...
    3012 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Можно пойти на компромисс
    Судя по письмам и телефонным звонкам, проблема отношения отцов и детей волнует многих читательниц «Семейного круга». Сегодня мы хотим предоставить слово тем, кто пережил развод родителей и рос без отца...
    3186 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Бывших родителей не существует!
    Бывших родителей не существует! К сожалению, приходится констатировать, что после развода родителей дети становятся заложниками их взаимной неприязни. И что греха таить, зачастую инициаторами в этом неблаговидном деле становимся мы, женщины.   Никита, 14 лет...
    3599 0

    Популярное