Судный день
Судный день
Судный день
Солнце начало припекать довольно ощутимо, и ремонт затянулся. К тому же были проблемы с лесом. Хорошие палки были далеко, и Паша решил, что с нас довольно будет березы, которой произрастало в большом количестве, но неудовлетворительного качества. Пока нашли хорошие палки, солнце поднялось еще выше, ветерок стих, и мы расслабились в почти курортной обстановке.
Но все когда-нибудь кончается, и перед нами, подрагивая жесткими боками, лежала вновь наша машина, удачное наше детище, которая пройдет еще немало хороших речек. Надо собираться, время уходит, планы трещат, пора, ребята, пора. Павлик что-то засуетился, собрал выбракованные трубы и пошлепал с ними через кусты в начало порога. Там на куске скалы выстроил из обломков заметный тур.
– Ты чего это?
– На этих трубах три года ходили, и просто так бросить не могу. Пусть стоят, на речку смотрят, живут, одним словом.
Что-то есть в этом. Дружно пошли туда, постояли. У этих труб большая трудовая биография. От Песчанки до Мажоя.
– Ну что ж, на воду, господа генералы! Для начала придется заниматься экспериментами. Поперечины гибковаты, хотя и толстые. Мы должны в них быть уверены. Давай заедем вон в ту бочечку.
Все издали глянули на «бочечку». Небольшая такая. Проверимся, и охладиться пора.
Оторвались от берега, прицелились на ходу и въехали. Корма резко просела, и ее потянуло под слив. Паша неестественно завалился на спину и скрылся под сливом, лежа на гондоле. Остальные с большим напряжением держали весла в струе, пытаясь подтянуть машину. Несколько секунд соревновались с водой и выехали из-под слива. Уф! Пронесло. Павел уселся поудобнее и немедля полез в капюшон «гидры». Происходящее его не волновало абсолютно. Между тем мы выкатили машину на главный бой и закачались по плавным высоким валам. Большие качели – и непередаваемые детские воспоминания посетили меня в этот момент. Все повеселели, может, и они что-то вспомнили. Вдруг все дернулись – это Павел громко и удовлетворенно крякнул:
– Сухие!
В руках он держал мешочек с куревом. Весь мокрый, он был счастлив. Мы отвернулись – счастье посетило только одного из нас. И что остальным надо для полного счастья?
Дальше пошли рабочие моменты: попили воды на Кадрине, посражались в Кадринской Трубе, и вот уже слышен далекий грохот, первый ориентир Шабаша. Между тем начало темнеть, пошел уже девятый час. Перед порогом вылезли, размялись – ноги после долгого сидения не держали – и пошли смотреть. Первая ступень – стена воды под левым берегом. Чтоб ее проскочить, имелась узенькая струйка после крутого слива. Чтобы на ней удержаться, надо нырять прямо под Шабаш. Да, не фонтан. Пошли на вторую ступень – главный бой подпруживался и упирался после слива в громадный пульсирующий стояк*. Уйти от стояка влево вполне реально, только вовремя прицелиться надо. Ощутимо пахло навозом, слышен был лай собак. Не появилось у нас желания здесь задержаться на ночь, хотя по обстановке это было бы разумно. Надо было суетиться, темнело уже быстро, но вышла луна, видимость вполне, шансы нормальные. Проговорили над порогом порядок работы при заходе, ориентиры, порядок действий в нештатной ситуации и заспешили на машину.
Перед отваливанием прошу экипаж очень аккуратно изобразить заход в первую ступень, дальше проще – больше места для маневра. Поехали. Все напряжены – ошибка на заходе кончится тем, что нас размажет по левобережной скале. Вот носовые ныряют в слив, господи, он такой крутой! Скала Шабаша проносится в миллиметрах, Витек вываливается вправо с классным зацепом, и притянутая машина понеслась вправо. Кормовые с напряжением выставили корму. Слева черно-белая стена, брызги долетают до нас. Проскочили! Да! Здесь сработали на уровне. Всем хорошо и весело от осознания хорошо сделанной работы. Теперь задача попроще.
Я стал высматривать взаимное расположение ориентиров, но тут облачко наехало на луну, и мы очутились в сероватой от воды мгле. Машина подрагивает – мы катим по главному бою. Кричу передним, что они видят? Непечатный ответ. Вроде пора уходить с главного боя, только открываю рот, чтобы подать команду, как машина резко ускорила движение. Голову пронзила мысль, что сейчас по сливу въедем в стояк и там получим по рогам. Истошным голосом ору команду, но все уже молча и остервенело гребли, разгоняя машину, – нештатная ситуация! Через несколько секунд чувствую, что машина встала на попа и уходит таким манером в воду. На удивление, машина не трещала. Вот вода уже на уровне касок, на фоне светловатого неба вижу только каски носовых во мраке воды, и вдруг нос резко провалился вниз, в корму наподдало, и мы по обозначившемуся уклону в темпе удрали.
Последующие валы на выходе прошли «на автомате» – стояк оглушил всех нас. Какое-то время катили в тишине, потом разом загалдели. Между тем речка поворачивала влево, затем будет поворот направо, там крепко крутит, потом Урсульские Ворота и сам Урсул слева. Луны по-прежнему не было, и мы начали проходить первый поворот, будучи уверенными в том, что идем под левым берегом. На самом деле мы были под правым и вскоре поняли это – машина начала выходить из повиновения, раскачиваться и трещать – мы собирали все бочки под берегом. Где-то в середине этой бучи одна поперечина сломалась, об этом мы узнали уже потом. А так, перекидываясь междометиями, пытались решить две задачи – пройти по науке и выбраться заодно. Выбрались уже к началу правого поворота, водоворот скинул нас на прямой участок, стало заметно легче – под нами была чистая струя. Стало светлеть – луна возвращалась. Все дружно прокомментировали этот момент и успокоились – по лунной дорожке в рай Сумульты.
Мимо нас беззвучно пронеслось устье Урсула, впереди обозначился развал гор – Сумульта. При чалке в традиционном месте проехали по затопленным кустам прямо к березкам, повертели головами – необычайно большая вода. Поставили машину на камни и пошли на Сумульту – второе наше желание. О бане уже не говорили, пролетела она. Теоретически в Чемале она возможна, если сунуться к какой-нибудь старушке да и дрова ей нарубить. Потолковали о возможности барашка на завтра – ниже по Катуни традиционные места их выпаса. Все слегка вибрировали – напряженный трудовой день, трудный день. Мы его отработали на всю катушку. Этот день нас отпустит не скоро. Это хорошая зарубка в нашей памяти. Это светлое пятнышко в нашей памяти – хорошая команда, хорошая машина.
За ужином в первом часу ночи выпили мерзавчик, о грядущем не говорили – зачем? Каждый знает свой маневр. Помолчали, чувствуя, как уходит внутреннее напряжение. Завязался неторопливый разговор. Во втором часу постелили палатку в таком месте, откуда были видны воды Катуни и Сумульты, провал в горах, куда уходила Катунь. Под луной все это выглядело необычайно красиво. Так мы и уснули, лежа поверх палатки и лицезрея неописуемой красоты ландшафт.
Наступал день второй нашего «автонома» – день Исхода.
Виктор ТЕНЕТОВ.
––––
*стоячий вал.
Комментарии