• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Комментарии
  • Рубрики
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 22:40 суббота, 28 марта
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    28.03.2020
    USD: 77.73
    EUR: 85.74
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • Старший ребёнок

    Старший ребёнок

    Старший ребёнок

    Жена панически боится рожать второго ребёнка. Велик страх того, что будет по-разному относиться к детям и кто-то из них подумает, что его любят меньше. Она старшая из трёх сестёр, её жизнь в детстве была непростой, наверняка это наложило свой отпечаток. Хочется понимать, что происходит между детьми, когда их несколько. Думаю, тогда удастся убедить супругу решиться на второго.

    Даже если у детей одни и те же родители и они растут примерно в одних и тех же условиях, у них не будет одинакового социального окружения. Опыт старшего или младшего ребёнка по отношению к другим братьям и сёстрам, особенности влияния родительских установок и ценностей – всё меняется в результате прибавления в семье.

    Как отмечает известный психолог Г. Хоментаускас, «первый ребёнок – это нечто новое, непознанное и интересное для родителей. Он воспринимает от них трепетную любовь и восхищение... Поэтому первые дети часто подсознательно занимают позицию: Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне”». Но воспитание первенца во многих семьях происходит под знаком неуверенности и переживания риска. Из-за этого требования родителей бывают то слишком жёсткими, то вдруг исчезают или меняются на противоположные. Непоследовательность – одна из причин того, что в дальнейшем дети воспринимают маму и папу как людей непостоянных, чьё поведение трудно предвидеть. Такие ребятишки менее склонны раскрывать свои чувства.

    Огромное влияние на развитие личности первенца имеет появление второго ребёнка. Часто дети мечтают стать такими же, как их родители, поэтому рождение малыша сулит приятную перспективу попробовать себя в роли отца или матери... Но даже у тех детей, которые с нетерпением ждали новорождённого, в душе часто начинают играть совсем иные струны: они могут чувствовать себя забытыми, отверженными, возникает зависть, а значит, формируются и новые формы поведения.

    Часто старший пытается больше придерживаться требований взрослых, и вообще всё более и более приобщаться к их миру. Это способствует преодолению эгоизма, направляет энергию ребёнка на утверждение себя в более зрелых способах общения с родителями, в помощи другим, в творчестве.

    Когда малыш немного подрастает, становится более самостоятельным, не таким беспомощным, ажиотаж вокруг него снижается. А старший в это время обычно достигает школьного возраста, и на него чаще начинают обращать внимание. Именно теперь, когда родители придают большое значение его достижениям, первенец чувствует своё превосходство.

    А. Адлер более драматично описывает ситуацию прибавления в семье. Когда старший ребёнок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоёвывать своё верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу – прежнего не вернуть, как бы первенец ни старался. Со временем он осознаёт, что родители слишком заняты или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у них гораздо больше власти, чем у ребёнка, и они отвечают на его трудное поведение наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец приучает себя к изоляции и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении.

    А. Захаров – один из ведущих специалистов в нашей стране, занимающихся детскими неврозами, описывает проблемы, которые могут возникнуть у ребёнка в связи с порядком его рождения. Исследователь поднимает вопрос об оптимальном сроке между родами и приходит к выводу о том, что не только восстановление физических и нервных ресурсов матери должно быть одним из условий появления следующих детей в семье, но и обеспечение более благоприятных факторов для психического развития первенца.

    В первую очередь это относится к мальчику-первенцу, достигшему трёх-четырёхлетнего возраста. У него часто возникает ревность из-за повышенного внимания матери к младенцу, отсюда возникают и различные способы компенсации в виде обиды, грусти, заострения страхов одиночества и темноты. Мать может постоянно выражать восхищение младшим и расценивать проявления недовольства старшего как каприз, что не способствует развитию дружелюбных чувств у первенца.

    Если мама хотела дочку, но родился ещё один мальчишка – тогда старшему останется значительная часть её «эмоционального пайка». Противоположная ситуация более драматична. При появлении ожидаемой девочки мать эмоционально отходит от старшего, порождая у него чувство неудовлетворённости и обиды, отмечает А. Захаров.

    Если первенец – девочка, то, по мнению исследователя, опасностей для психического здоровья меньше, поскольку её чувства в три-пять лет обращены главным образом на отца. Хотя и здесь возможны свои сложности в том случае, если второй ребёнок – долгожданный для отца мальчик... Тогда вся папина любовь также достаётся сыну.

    Что касается оптимальной разницы в возрасте, то можно сказать, что более целесообразно рожать второго ребёнка, когда старшему исполнилось пять лет и круг его общения расширяется, появляются разнообразные интересы, что препятствует фиксации исключительно на семейной среде и не превращает рождение второго ребёнка в серьёзную проблему. Менее благоприятным, но своего рода компромиссным вариантом можно считать появление младшего, когда старшему 1,5-2 года.

    На мой взгляд, самое важное – понимание того, что дети разные и живые, в каждый момент времени они что-то чувствуют, и родитель, способный к эмпатии, всегда сможет посмотреть на происходящее глазами малыша. Это хорошая профилактика детской ревности.

    Беспокойство вашей супруги – залог того, что она будет думать об этом, а значит может стать чутким родителем.

    А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)

    Фото из открытых источников

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Школа для родителей
    Помогите продержаться
    546 1
    "Навигатор" № 9 (1231) от 13.03.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    У брата два папы
    219 0
    "Навигатор" № 6 (1228) от 21.02.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    Проясните ситуацию
    1849 0
    "Навигатор" № 2 (1224) от 24.01.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    Приходится делиться мамой
    324 0
    "Навигатор" № 1 (1223) от 17.01.20
    Человек и общество / Школа для родителей
    А вы верите в Деда Мороза?
    1573 1
    "Навигатор" № 51 (1222) от 27.12.19
    Человек и общество / Школа для родителей
    Сплошные ахи-страхи
    186 0
    "Навигатор" № 50 (1221) от 20.12.19

    Популярное