Старый добрый «Светофор»
Старый добрый «Светофор»
Старый добрый «Светофор»
Как сказал классик, в России две беды – дураки и дороги. Не беда, а настоящее стихийное бедствие начинается тогда, когда обе эти проблемы объединяются в одну – дураки выезжают на дороги.
Сократить количество подобных «двуглавых» бед – первая задача любой автошколы. О проблемах и достижениях старейшего учебного заведения этого профиля в Академгородке – «Светофор» и о себе самом рассказывает ее бессменный директор Юрий ФОКИН.
– Юрий Дмитриевич, как так получилось, что Вы связали свою жизнь с обучением людей вождению?
– То, что моя жизнь будет так или иначе связана с автомобилями, стало ясно очень давно. После четырех лет усердной службы моряком-подводником на трех флотах – Тихоокеанском, Черноморском и Северном я закончил Алтайский политехнический институт по специальности «Автомобили и тракторы». Работал на заводе «Точмаш» конструктором. Затем наступил период моей преподавательской работы. В НЭТИ я читал студентам-машиностроителям курс «Допуски и посадки» и «Проектирование промышленных предприятий».
Потом меня пригласили работать завучем в автотранспортный техникум, и как раз во время этой работы поступило еще одно интересное предложение: создать и возглавить в Октябрьском районе автошколу при учебном комбинате. Я с радостью согласился.
– С чего начался Ваш академгородковский период?
– На меня каким-то образом вышел директор Центральной автобазы Анатолий Николаевич Крейтов и сделал мне аналогичное предложение – «с нуля» создать школу при автобазе для подготовки водителей грузовых машин и автобусов. База, на тот момент одна из крупнейших в городе, со штатом водителей более тысячи, «задыхалась» от нехватки специалистов.
Немного поколебавшись, я принял его предложение и переехал в Академгородок. Случилось это в 1991-м году.
Автошколу мы назвали «Светофор». Первое время я был в ней инструктором и преподавателем в одном лице. Потом, постепенно, начал собирать коллектив.
Первоначально около 80% водителей готовили специально для Центральной автобазы, а вскоре, параллельно, открыли курс по подготовке водителей категории «В» (легковые автомобили – С.М.)
– А когда «Светофор» переехал на улицу Терешковой?
– В лихие 90-е, когда все начало разваливаться, стремительно начала умирать и автобаза. Мы потеряли прямую, «родственную» связь с организацией, для нужд которой, по сути, и начинали работать. Стало понятно, что единственный шанс выжить – уйти в свободное плавание. И мы переехали на улицу Терешковой, обретя самостоятельность и составив конкуренцию единственной на тот момент автошколе в городке – «ДОСААФ» на Академической.
Начались трудные времена выживания. Затыкание дыр в условиях страшнейшей инфляции. До сих пор помню «бунты» курсантов, когда мы были вынуждены сообщать им о необходимости доплаты за обучение, поскольку пока они учились, цены на бензин выросли втрое. Я лично стоял у доски и столбиком производил вычисления, наглядно показывая: сумма денег, которую автошкола взяла с учеников в качестве платы за обучение, существенно ниже суммы, которую она (школа) реально потратила. Один парень, работавший экономистом, сказал тогда прямо: «Юрий Дмитриевич, даже если мы сейчас вам доплатим, я все равно не понимаю, как вы выживете. Это же невозможно!» Но ведь выжили!
– Сегодняшние цены за обучение в автошколах, на Ваш взгляд, не являются неоправданно высокими?
– Все в мире относительно. Не буду говорить за всех, но современная плата за обучение в «Светофоре» возникла, поверьте, не от моего желания улучшить личное благосостояние, а от потребности прервать то мерное течение нищенской жизни, которую мы вели. Наше прошлое – это здание, в котором прогнило все – и внутри, и снаружи, и такой же полусгнивший автопарк «Жигулей». Сегодня мы можем позволить себе арендовать половину этажа в очень хорошем, современном здании, обновить машины, вплоть до покупки иномарок.
Поверьте, все эти усилия только на пользу нашим же курсантам. Согласитесь, приятно обучаться в чистых, просторных помещениях, со стен которых не осыпается штукатурка, и учиться вождению на автомобиле без боязни, что у него сейчас провалится дно.
Во главе угла только сам процесс обучения. Все, что ему мешает, надо устранять при малейшей на то возможности.
Не могу не сказать и о кадровом составе автошколы. Некоторое финансовое благополучие позволяет нам сохранять собранный по крупицам коллектив и пополнять его, в случае необходимости, не абы какими специалистами, а только теми, кто нам подходит.
– Какими качествами должен обладать специалист, чтобы Вы сразу сказали о нем: «Наш человек!»?
– Самое главное, как раз, чтобы человеком бы. Люди приходят разные. Кто-то, едва переступив порог школы, сразу просит нереально высокую зарплату. Но мы не торгуем нефтью, мы всего лишь обучаем людей водить автомобили и наши финансовые возможности строго ограничены.
Вообще, в ныне работающих и потенциальных сотрудниках я ценю дисциплину, некий внутренний стержень и, безусловно, высокий профессионализм.
– О профессионализме. Учителей для обыкновенных, общеобразовательных школ готовит Педагогический университет. Откуда появляются учителя автошкол?
– Из разных мест. Главное, чтобы человек сам разбирался в той дисциплине, по которой он собирается у нас работать. Откуда придет – неважно. У нас, например, большинство преподавателей из политучилища (ныне военный институт – С.М.). Казалось бы, что общего между процессом и методикой обучения военному делу и водительскому искусству? А ведь эти люди у нас нашли себя.
За профессиональным уровнем мы следим. Один раз в пять лет все преподаватели и инструкторы проходят переподготовку в Институте повышения квалификации и, кроме того, ежегодно сдают экзамен-тест внутри автошколы.
– Расскажите о своей семье.
– Моя жена, Раиса Васильевна, работает педагогом в школе, преподает биологию. Сын Максим помогает мне – работает в «Светофоре» старшим мастером. Старшая дочь, Оксана, так получилось, живет и работает за границей, у нее свой маленький бизнес. А младшая, Ирина – студентка пятого курса НГУ, учится на физико-математическом факультете.
– Как Вы отдыхаете, есть ли у Вас какое-нибудь хобби?
– Раньше для меня было счастьем «поковыряться» в машине, полежать под ней с гаечным ключом. Сейчас, когда вокруг появилось столько СТО, где быстро и профессионально сделают с автомобилем все, что душе угодно, интерес к этому поутих. В последнее время тяготею к более пассивному отдыху. Обожаю бывать на природе. В период, позволяющий это делать, с мая по сентябрь, всем коллективом «Светофора» делаем периодические вылазки за город. В июне были на Алтае, а буквально неделю назад ездили за Искитим, на Святой Источник. Окунешься в ледяную воду и физически ощущаешь, что внутренне стал чище.
Когда устану от работы, передам дело сыну, а сам куплю себе домик в какой-нибудь глухой деревне и уеду туда от городской суеты.
– Каким Вы видите будущее «Светофора»?
– Школа развивается. На сегодняшний день у нас есть филиал в Кольцово, планируем открыть еще один. Не скажу где, боюсь сглазить.
Стремительно обустраиваемся на новом месте, на улице Мусы Джалиля. Уже функционируют три учебных класса (в ближайшее время запустим четвертый) и тренажерный зал, в котором, сидя перед экраном монитора и управляя рулем-джойстиком, можно смоделировать конкретную дорожную ситуацию.
Также в ближайшее время отремонтируем и введем в эксплуатацию комнату для отдыха мастеров вождения.
– Не планируете открыть «группу выходного дня»?
– Пока желающих особо не было. А так, в принципе, проблем никаких. Если после вашей публикации к нам придет компания из 10-15 человек и скажет: «Хотим заниматься по выходным», – будет такая группа.
– И последний вопрос: благодаря чему «Светофору» удалось успешно пройти все испытания, сохраниться как организации и развиваться сейчас?
– 15 июля этого года «Светофору» исполнилось уже 16 лет и, как единственный свидетель каждого дня жизни автошколы, могу сказать: за это время мы ни разу не шли на сделку со своей совестью. Свою главную задачу мы изначально видели и видим не в том, чтобы человек, заплатив нам деньги, получил водительское удостоверение, а прежде всего в том, чтобы он действительно научился грамотно водить автомобиль в любых дорожных условиях, в случае необходимости мог оказать помощь пострадавшему, и вообще, получить тот базовый комплекс знаний и навыков, которыми обязан обладать любой водитель. Поэтому мы так неустанно следим за уровнем наших преподавателей. Именно поэтому у нас в каждом учебном классе есть видеопроектор, а стены увешаны наглядными пособиями-плакатами по правилам дорожного движения и устройству автомобилей, электрическими моделями светофоров, фрагментами карт дорог нашего Городка.
Обучаться вождению к нам приезжают люди из других районов города, из Бердска, даже из Искитима. Выводы делайте сами.
Сергей МАЛЫХ
Комментарии
Очень замечательная автошкола "Светофор", я и подружка обучались осенью 2005 года и очень довольны выбранной школой. Очень энергичное преподавание теоретической части, доходчиво для любого возраста. Практическое занятие было у Евгении Анатольевны - граммотная и терпеливая женщина! Молодцы!
Я училась в автошколе "Светофор" и могу сказать, что там работают очень квалифированные люди!!!Они очень терпиливые и с ними очень легко найти общий язык!Спасибо вам "Светофор"!!!