• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 00:30 среда, 04 декабря
    Академгородок:
    Пробки: 1 балл
    04.12.2024
    USD: 106.19
    EUR: 112.02
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • «Становлюсь всё мягче!»

    «Становлюсь всё мягче!»

    «Становлюсь всё мягче!»

    Известный хореограф Сергей ЗЕМЛЯНСКИЙ поставил больше 20 спектаклей как режиссёр, в том числе в театре «Красный факел» («Дом Бернарды Альбы»). Два года назад он стал главным балетмейстером столичного Театра сатиры.

    – Верно ли я понимаю, что работа главного балетмейстера театра круглосуточная?

    – Когда репетируется премьера, я действительно в театре с утра до вечера. Тот же «Новогодний кабачок Сатиры» собрали очень лихо, в нём объединились артисты разных поколений: от ребят, только-только поступивших на службу, до великих мэтров.

    – Но ведь репетиции – лишь часть процесса. Много времени уходит на сочинение спектакля, обдумывание рисунка роли, пластики артиста. Выходишь из театра, а разные мысли тебя не отпускают…

    – Именно так. Творческий процесс проходит не только в репетиционном зале, но и в голове.

    – А как распоряжаетесь идеями, пришедшими в голову после премьеры? Хорошо режиссёру, он в любой момент может что-то добавить в спектакль или убрать!

    – Я не сторонник что-то менять, доделывать в своих спектаклях. Считаю: как оно родилось – так и пригодится. Когда работаешь как хореограф при режиссёре, конечно, могут быть пожелания. Тогда идёшь навстречу, решаешь в рабочем порядке.

    Слежу, как развиваются артисты от спектакля к спектаклю. Интересно наблюдать, как они мыслят телом, наполнены ли их жесты смыслом. Очень важно, доносит ли артист наработанное не только до партнёра, но и до зрителей. Артистам нужно быть убедительными, цельными на протяжении всего спектакля.

    – Если темп слишком высокий, растяжка недостаточна или плохо запоминается лексика танца, вы проводите дополнительные занятия с артистом? Или отправляете отстающего в спортзал подкачаться?

    – Если артист в конкурентоспособном состоянии и возрасте, он обязан держать себя в форме и быть готовым к разным включениям на сцене. И в ходе репетиционного процесса, и после премьеры каждое занятие начинаем с общего тренинга. Чтобы все вошли в определённый тонус и сохраняли его.

    А если артист плохо запоминает порядок движений, проще всего избавиться от такого артиста, то есть вывести его из спектакля. Иногда я упрощаю лексику в пластике, но были случаи, когда человек не справлялся и с этим.

    – Насколько вы строги и требовательны?

    – В последнее время становлюсь всё мягче и мягче. Отношусь с пониманием к актёрским делам. А лет десять назад был очень жёстким и деспотичным в работе.

    – Что поменялось?

    – Время. Нынешняя молодёжь совсем другая. Произошла переоценка ценностей. И в первую очередь это видно по молодым артистам. И дело не в степени обученности, а в ответственности за результат. Хорошо, что в Театре сатиры есть великие личности, которым нужно соответствовать, перед которыми молодым артистам неудобно ударить в грязь лицом. А в других театрах порой стесняться некого.

    – В 2017 году в «Красном факеле» вышел ваш пластический спектакль по Федерико Гарсиа Лорке «Дом Бернарды Альбы». Что вспоминается о той работе?

    – У меня остались очень-очень тёплые воспоминания о краснофакельцах – артистах, службах, руководстве. Репетиционный процесс был сложным и всё-таки прекрасным. На постановку меня пригласили сразу после проведения серии мастер-классов с артистами в рамках крупного театрального фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Не прошло и года – и мы выпустили «Дом Бернарды Альбы».

    – По своему опыту скажу, что участие в пластическом спектакле артиста, привыкшего прятаться за слова, это всегда стресс. А в «Красном факеле» все ли справились с вашими требованиями?

    – Молодёжь была заряжена на работу. Тем более что в репертуаре театра уже был пластический спектакль «Без слов». Вспомним и «Трёх сестёр», идущих на языке жестов. Ребята были в прекрасной форме, отмечу также их готовность к разным экспериментам.

    В нашем спектакле были заняты три актрисы старшего поколения: Галина Алёхина, Светлана Сергеева и Валентина Широнина (к огромному сожалению, в пандемию её не стало). Надо отдать им должное, они приходили заниматься каждый день: бегали, прыгали, вставали на мостик, падали на колени и так далее. К премьере преобразились, похудели. И снова стали театральными дивами!

    Меня предупредили, что репетировать с Алёхиной, народной артисткой, будет непросто, молодых режиссёров она щёлкает как семечки. Я ответил: «Это точно мой вариант». И в работе у нас сложилось абсолютное доверие и понимание. Тётя Галя, я так ласково её называл, отпустила себя и сделала великолепную героиню, глубокую, наполненную – при этом не произнеся ни единого слова на сцене.

    – Вам удаётся создавать актёрские ансамбли – гармоничные, выразительные. Это дар? В чём секрет?

    – Да ну, какой секрет! В нашем жанре пластического спектакля без любви ничего не получится. Не стоит приходить на репетицию не в духе – это всем сразу заметно. И результат работы будет недостойный.

    – Любовь к артистам, цехам и выбранному материалу?

    – Да. Всё происходит в созидании с деликатным честным чувством любви ко всем участникам процесса и к материалу, над которым все вместе трудятся.

    – Как рождается танец? Вам нужно напитаться музыкой? Или идеями автора пьесы?

    – Всегда по-разному. Заранее не знаешь, что именно тебя вдохновит. Прежде надо понять эстетику будущего спектакля. Что ты можешь соединять в пластическом решении, а что нет. А ещё мало просто выучить хореографию – артисты должны её присвоить и оживить. Танцовщику можно сказать: тут весело, тут грустно, тут хитро, тут зло. А драматический артист способен на глубину образа – через движения, пусть и не самые сложные. Зритель считывает гамму эмоций, подключается к персонажу и понимает, что ему хотят сказать со сцены на языке пластики.

    – Много ли композиторов вы послушали и захотели поставить на их музыку пластический спектакль?

    – При постановке своих спектаклей я прежде всего исхожу из драматургии и взаимоотношений персонажей. Что касается музыки, считаю, что она должна быть создана конкретно для спектакля, как и декорации, костюмы и световое оформление. Тогда появится целостность и эксклюзивность.

    – Чьим современником вы себя считаете?

    – Интересный вопрос… Несколько лет назад ответил бы так: современником Пины Бауш. Это выдающийся немецкий хореограф, она умерла в 2009 году.

    – Есть ли то, что нельзя выразить телом?

    – Наверняка такое есть. Но всё же можно попытаться (улыбается)!

    – Без чего вы не вы?

    – (после паузы) Наверное, без самоиронии, чувства юмора. Это у меня от папы. Хотя многие считают меня строгим и даже суровым. К своей работе я действительно отношусь серьёзно.

    Юрий ТАТАРЕНКО

    Фото из личного архива С. Землянского

    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Юмор – вещь сложносочинённая»
    373 0
    "Навигатор" № 47 (1469) от 29.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    387 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    454 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    350 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    351 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1459 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24

    Популярное