Семья и школа
Семья и школа
Рабочий день директора гимназии №5 Татьяны Константиновны Борисовой начинается рано утром и заканчивается в лучшем случае к восьми вечера. Ее родные к такому положению дел давно привыкли, ведь педагогика для Борисовых – дело семейное.
– Татьяна Константиновна, какое по счету поколение педагогов представляете вы?
– Мы с супругом – второе поколение. Директор гимназии и учитель математики, в школе я уже 33 года. Муж 35 лет преподает на механико-математическом факультете НГУ. А первым поколением стали мои свекор и свекровь. Валентина Даниловна, доктор наук, преподавала в НГПИ на факультете естественных наук – готовила будущих учителей географии. Семен Петрович был учителем истории, позже – директором школы №29. А мой отец Константин Васильевич Лопатин до войны окончил педагогическое училище, правда, впоследствии предпочел карьеру профессионального военного. Третье поколение учителей представляет младшая дочь Евгения. Она, еще будучи студенткой педагогического университета, трудилась в родной гимназии. Окончила вуз с красным дипломом, у нее уже шесть лет стажа. Во время учебы ездила по обмену в Америку, работала переводчиком.
– То, что ваши родные были педагогами, как-то повлияло на выбор профессии?
– Да. Начинала я учиться на факультете информатики в НЭТИ, а продолжила в пединституте. С Семеном Петровичем мы много беседовали о предназначении человека, о том, как выбрать свою профессию. Свекор был очень интересным человеком. Фронтовик, прошел всю войну от первого дня до последнего, встретил 9 мая в Праге, а после демобилизации принял решение посвятить себя педагогике. В том поколении была твердость и верность своему слову, безграничная самоотдача, преданность делу, которое выбрал. В нашей семье особое отношение к профессии учителя. Надеюсь, оно передалось и детям.
– Дома бывают разговоры о школе, или эта тема заканчивается после рабочего дня?
– Что вы, такие беседы у нас продолжаются чуть ли не двадцать четыре часа в сутки. Каждый вечер мы обязательно друг другу рассказываем, как прошел день – школьный и университетский. Возвращается с работы муж – я тут же спрашиваю: как ребята сдали зачет? Многие студенты и аспиранты НГУ – выпускники нашей гимназии. С дочерью обсуждаем школьные дела. Женя много времени уделяет современным технологиям преподавания, работает со смарт-доской, ноутбуком, мультимедиа. Также в последнее время темой для разговоров был районный конкурс молодых специалистов, в котором принимала участие учительница из нашей гимназии Екатерина Владимировна Алешкова. Теперь она будет участвовать в городском этапе.
– Дочь советуется с вами?
– Конечно, мы большие друзья. Бывает, что и сама спрашиваю: с позиции вашего поколения, правильно ли я поступила? Подходы к решению проблем уже во многом изменились. Приходится идти в ногу со временем, чтобы молодым в школе было комфортно и хотелось работать. Многое зависит от руководителя, а значит, молодежь должна чувствовать тепло, защиту и поддержку директора. Это другие учителя – более смелые, открытые, чем мы, они не боятся высказать свое мнение. Не знаю, повлияла ли общая открытость и доступность информации, может быть, наличие Интернета, но в любом случае это хорошо.
– Дети тоже стали другими?
– Безусловно. С одной стороны, они тоже более свободные и открытые, с другой – информационные технологии отодвинули книгу на второй план. А чтение книги и работа с компьютером – совершенно разные вещи. Здесь, конечно, очень важно родительское общение с детьми. В нашей семье, например, есть традиция чтения литературы вслух. Классические произведения читаются, обсуждаются, соотносятся с современными реалиями. Результат – дети любят читать.
– А как удавалось при такой занятости в школе уделять время дочерям?
– Думаю, это вопрос не времени, а отношения. Старшая дочь вспоминала, что дома она видела в основном родительские спины за письменным столом: папа был занят подготовкой к лекциям, мама – проверкой тетрадей. Тем не менее мы всегда были рядом, находили время и на разговоры, и на прогулки, научили детей кататься на коньках, плавать, читать – они все это любят. Ребенок должен чувствовать, что ты в любой момент готов прийти на помощь. Эту позицию я переняла у родителей. Папа был очень занятым человеком, все время проводил на службе, но по вечерам обязательно встречал меня из школы. В третью смену занятия заканчивались поздно. Помню, все выходили, а он в офицерской форме уже стоял, ждал. И мы провожали ребят из класса, а потом шли домой и по дороге говорили обо всем на свете.
– То, что ваша дочь одновременно еще и член педагогического коллектива, а вы для нее не только мама, но и начальник, семейным отношениям не мешает?
– Нет. В школе она больше общается с руководителем кафедры, с заместителем директора, а если мы и пересекаемся, поговорить почти не успеваем – некогда. Кстати, обе дочери окончили пятую гимназию. У старшей я была не только учителем математики, но и классным руководителем – так сложились обстоятельства, некому было взять класс. А у младшей при переходе в среднее звено спросила: ты хочешь, чтобы я вела у тебя математику? Она ответила: нет, хочу, чтобы ты осталась мамой. Так я и сделала. На родительские собрания не ходила, и даже в журнал успевала заглянуть в лучшем случае раз в четверть. Но это не помешало дочке хорошо учиться в школе, а затем окончить с красным дипломом университет и продолжить учительскую династию.
– Если эту профессию выберут и представители четвертого поколения Борисовых, что вы скажете?
– Если у тебя в душе достаточно света и терпения, то почему бы и нет? Когда любишь детей, остальному – профессии, общению, предмету – научишься. Дети прекрасно чувствуют, кто относится к ним искренне. Притворства, панибратства быть не должно. Профессия, конечно, непростая. Первые пять лет особенно трудно. Через десять видишь, что можно сделать, начинаешь владеть процессом. А через 15 начинается творчество. Правда, сейчас этот процесс протекает быстрее. В школу должны приходить молодые люди, желающие работать с детьми и понимающие, насколько это ценно и ответственно.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
Комментарии