«Сегодня труднее выигрывать!»
«Сегодня труднее выигрывать!»
Сергей КАРЯКИН родился 12 января 1990 года в Симферополе. В 12 лет стал самым молодым гроссмейстером в истории, за это достижение внесён в Книгу рекордов Гиннеса. Обладатель Кубка мира ФИДЕ 2015 года. Чемпион мира по быстрым шахматам (Астана, 2012), чемпион мира по блицу (Доха, 2016), двукратный победитель командного чемпионата мира в составе команды России (2013 и 2019). Сыграл матч за звание чемпиона мира по классическим шахматам с Магнусом Карлсеном, уступив на тай-брейке (2016). Президент Федерации шахмат Подмосковья.
На одной из пресс-конференций с именитым шахматистом побывал корреспондент «Навигатора» Юрий Татаренко.
– Вы почти 30 лет играете на высоком уровне. Не устали от шахмат?
– Если бы мне не нравились шахматы, я бы не занимался ими по несколько часов в день. Рад, что удалось достичь высоких результатов.
– Как отдыхаете в ходе серьёзного турнира или важного тренировочного сбора?
– Отдых между партиями очень важен. Эффективная перезагрузка – это целое искусство. Предпочитаю прогулки. Во время турниров также стараюсь заниматься спортом.
– Что думаете об интеграции IT-технологий в шахматы?
– Недавно было подписано соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией промышленного майнинга. Теперь она поддерживает шахматные клубы Сергея Карякина по всей России, что не может не радовать.
Искусственный интеллект быстро стал доминировать, в том числе и в шахматах. Раньше компьютерные программы при анализе позиции перебирали все ходы без исключения. Сегодня пересчёт бессмысленных продолжений партии прекращён, программа концентрируется на сильнейших вариантах. Все сильные шахматисты на тренировках активно пользуются мощными компьютерами. И дальше этот подход будет внедряться всё шире.
– Как вам кажется, появятся ли в обозримом будущем новые дебюты?
– Всё возможно. Современные шахматы сильно изменились. Компьютер открыл новые горизонты, в том числе и по части дебютов. А какие-то привычные разработки, наоборот, закрыл.
Значительно выросла нагрузка на память шахматиста. Усилилась конкуренция на высоком уровне игры. Сегодня труднее выигрывать.
Думаю, в ближайшем будущем значительно вырастет число турниров по блицу, а также по шахматам Фишера (где фигуры изначально расположены не в привычном порядке).
– Совсем недавно вы посетили Авдеевку. Какие эмоции вызывает зона боевых действий?
– Поездка получилась интересной. Временами опасной, но, к счастью, всё обошлось.
Бои в самом городе не ведутся, но очень много беспилотников, и они могут появиться где угодно. И в Авдеевке мы с этим сталкивались: пришлось прятаться от дрона-камикадзе, был взрыв. Есть ещё и неразорвавшиеся боеприпасы: всё время нужно смотреть под ноги.
А мирная жизнь только начинает восстанавливаться. Видел очень много разрушенных зданий, они оставляют сильное впечатление. В целом местные жители нуждаются в том, чтобы был кров над головой, какая-то работа, пропитание. Люди там, мягко говоря, не избалованы. Они долгое время прожили в подвалах. Считаю, что поддерживать гражданских и военных в зоне СВО надо, поэтому отказываться от поездок не собираюсь.
– Планируете ли новый штурм шахматного трона после матча с Магнусом Карлсеном?
– Увы, не всё зависит от одного моего желания. Как известно, сейчас российские спортсмены испытывают определённые притеснения – с разных сторон. К примеру, наши шахматисты вынуждены выступать под флагом ФИДЕ, а не под национальным триколором. Для меня подобные требования организаторов турниров неприемлемы. К примеру, я не стал из-за этого играть на Кубке мира. Но от борьбы за титул чемпиона мира по классическим шахматам не отказываюсь. Новое сражение с сильнейшим – это было бы круто!
Считаю, спорт должен быть вне политики. Любая дискриминация, которая не связана с нарушением регламента, например, употреблением допинга или компьютерной подсказкой в шахматах, незаконна. Может быть, я был наивен, но мне казалось, что шахматы – это оазис, до которого не добралась большая политика, всё-таки не олимпийский вид спорта. У нас всегда было проще, чуть больше свободы. А сейчас мы видим большую политику и здесь.
Памятный матч с Карлсеном 2016 года был очень интересным. Я лидировал, соперник сравнял счёт, я уступил только на тай-брейке. Магнус неоднократно отмечал, что ему пришлось нелегко. Нет сомнений, что он сильнейший шахматист в мире вот уже много лет и остаётся таковым. Самый сложный соперник в моей спортивной карьере. Выигранные у него партии запомнятся на всю жизнь.
Когда шахматная корона вновь окажется у россиянина, предсказать трудно. Считаю, Яну Непомнящему было необязательно проигрывать матч китайцу Дин Лиженю год назад. Нужно выращивать сильных шахматистов. Это сложная задача.
– При этом далеко не всем удастся стать гроссмейстером в 12 лет...
– Я стал играть в шахматы в пять лет, а в семь появились определённые успехи. Занимался по 7-8 часов ежедневно. Совмещать спорт и учёбу в школе было трудно, я перешёл на индивидуальный график обучения, но это не всем подходит. Всегда любил решать этюды и задачи. Сам составляю решебники для детей. Непременно напишу ещё несколько шахматных книг.
В детстве пробовал играть в шашки – с бабушкой, прабабушкой, но это оказалось не столь захватывающе, как шахматы. Очень люблю нарды, готов сразиться с любым соперником.
– Какие книги посоветуете юным любителям шахмат?
– Мне в своё время сильно помогли книги Юрия Авербаха, Марка Дворецкого. Важный труд – «Моя система» Нимцовича. Интересен анализ Алехина своих партий 1923-26-х годов. И вообще, крайне полезно изучать партии любого чемпиона мира.
– Экс-чемпион мира Владимир Крамник активно борется против читерства (подсказок). Поддерживаете коллегу?
– Наболевший вопрос. Совсем недавно, в пандемию, на онлайн-турниры с серьёзными призовыми слетелись все читеры мира, такое ощущение! Что же касается Крамника, он борется с ветряными мельницами. Пойманных с поличным нарушителей правил игры в шахматы нужно дисквалифицировать, хотя бы на время. Нужны жёсткие меры. Иначе всё без толку.
– Как относитесь к тому, что сильные отечественные шахматисты стали сильными зарубежными тренерами?
– Начнём с того, что тренерство – это заработок. Пригласили – стал сотрудничать. И замечательно, что наши шахматисты вкладывают всю душу в своих подопечных, чтобы те быстрее прогрессировали.
Но к тому, что за рубеж переманили Владимира Крамника, я отношусь без восторга. Индусы стали показывать выдающиеся результаты. И это наша общая недоработка…
Фото автора
Комментарии