Счётчики воды: поверять или менять?
Счётчики воды: поверять или менять?
Квартирные приборы учёта холодной и горячей воды при кажущейся технической простоте – устройства весьма капризные. Срок их эксплуатации без поверки может составлять до 16 лет. Раньше требования были другими – 4-6 лет, и у многих жителей уже подошёл срок поверки. Что же делать – менять счётчик на новый или поверять имеющийся?
Житейская история
В редакцию обратился житель Нижней Ельцовки Владимир Мезенцев. Вот что он рассказал:
– Однажды мне позвонили из Городского центра метрологии и сообщили, что подошло время замены водосчётчиков в квартире. Я поинтересовался, почему не поверки. Мне ответили, что согласно постановлению №831 от 26.12.12 приборы учёта не поверяют, а меняют. После того, как счётчики установили, а я подписал акт и рассчитался, представитель компании сказал, что надо заказать в управляющей организации опломбировку. И тут началось самое весёлое: в ЖЭУ мне ответили, что пломбируют только те приборы, которые сами устанавливают. К тому же я нашёл документы на старые счётчики и выяснил, что они ещё пригодны!
С коммунальщиками удалось договориться, специалист приехал и пломбы установил. Но отметил, что приборы самые дешёвые: за эту цену можно было приобрести не отечественные, а импортные, на них срок гарантии больше.
– Переплатил я в общей сложности тысячу рублей. Но не это главное. По сути услугу замены мне навязали, спекулируя на доверии: по слову «городской» в названии организации я принял коммерческую фирму за муниципальную. Позже выяснилось, что постановление №831 действительно только для Москвы. К тому же оно не отменяет поверку как таковую, а лишь упраздняет так называемые межповерочные интервалы. Надеюсь, «Навигатор» раскроет эту тему, чтобы другие жители не стали жертвой недостоверной рекламы.
То, что государственных метрологических компаний сегодня нет, как нет и единой государственной базы по приборам учёта, подтверждает главный специалист отдела энергетики и ЖКХ Елена Фуфаева:
– Это всё коммерческие организации, которые прикрываются разными вывесками. Представители фирм просто ходят по домам или обзванивают жителей и предлагают (а по сути навязывают) услуги. Поэтому обязательно выясняйте, на каком основании к вам обращаются. Такую услугу может заказать только сам собственник, выбрав подходящую по условиям фирму. Если данные по приборам учёта передавались в ЖЭУ, информация о сроках поверки может быть там, а больше – ни у кого!
В последнее время замена счётчиков стала ходовым «бизнесом»: редакции известны случаи, когда приборы учёта меняли у одних людей, а потом под видом новых продавали соседям. Так что не доверяйте всем подряд. Если есть сомнения, проконсультируйтесь у специалистов отдела ЖКХ по телефонам 228-86-80, 228-86-78.
Выбирает потребитель
Светлана Позднякова, главный специалист отдела энергетики и ЖКХ Советского района, добавляет, что потребитель волен выбирать между поверкой и заменой, в зависимости от своего желания и финансовых возможностей. Ведь Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг» регламентировано, что ответственность за состояние счётчиков лежит на собственнике жилья. Он может сам купить прибор и даже самостоятельно установить. Однако если счётчик соответствует всем требованиям, то нельзя принуждать менять его – достаточно поверить.
Владельцев счётчиков интересует и процедура поверки. Бытует мнение, что это сложно: прибор надо отключить от труб, снять, отвезти в один из поверочных центров, где на специальном стенде пройдёт поверка. После неё будет вынесен вердикт, можно ли использовать счётчик или же стоит купить новый.
В то же время газеты пестрят рекламой компаний, обещающих провести поверку без демонтажа прямо на дому. Резонно возникает вопрос: «А законно ли такое предложение?»
– Коммунальные услуги предоставляет управляющая организация, которая обязана следить за тем, чтобы собственник не пользовался неопломбированной системой учёта, – отвечает Светлана Николаевна. – Соответственно, эта организация должна поставить пломбу, независимо от того, кто монтировал счётчик. Пломба – гарантия того, что прибор стоит на учёте у поставщика услуги, а не того, что он установлен именно этой компанией.
Информацию подтверждает и начальник ЖЭУ №1 ФГУП «ЖКХ ННЦ» Евгений Тимофеев. По его словам, после поверки или замены счётчика нужно всего лишь предъявить акт поверки в ЖЭУ. Управляющая компания высылает свою бригаду, которая проверяет целостность пломбы или, при необходимости, ставит её и оформляет акт ввода в эксплуатацию.
Если работники ЖЭУ не принимают акты поверки под какими-то предлогами, следует обратиться в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) по телефону 202-07-57.
Что касается поверки на дому, то, как говорит Светлана Позднякова, это нормально. Как собственник будет следить за состоянием счётчиков, решать ему. Специалисты поверочной компании приезжают с небольшой установкой, которая подключается прямо к смесителю, и через неё пропускается определённый объём воды. После этого остаётся лишь сравнить показания поверочной установки и счётчика с метрологическими нормами и вынести решение. В одной из компаний, которая рекламирует свои услуги в «Навигаторе», домашняя поверка одного счётчика обходится в 700 рублей, если счётчиков больше двух – по 600 рублей за каждый. Стоимость поверки в сцецорганизации примерно такая же, а вот замена зависит от цены самого прибора.
И ещё один важный момент. Владельцы должны сами следить за сроками эксплуатации и за один-два месяца позаботиться о поверке. Если пропустить срок, счёт за воду будет выставлен по среднему показателю приборов учёта за три последних месяца.
Дмитрий БОРОЗДИН
Комментарии
При покупке счетчика -должен быть свежий (изготовлен не позже мая 2015) паспорт.
Лично я купила новый счетчик на ГВС (пр. Морской, 15 цоколь, стоимость около 1000 рублей, вызвала специалиста из ЖЭУ (3301174 ЖЭУ № 2) и он переустановил и опломбировал счетчик (стоимость около 300 рублей), далее Акт ввода в эксплуатацию счетчика отнесли в бухгалтерию ЖЭУ.