Пути любви неисповедимы
Пути любви неисповедимы
Пути любви неисповедимы
О том, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок, Настя знала с детства, можно сказать, всосала с молоком матери. Мать была отменной кулинаркой и могла из самых простых продуктов, что водились практически в каждой семье, сделать кулинарное чудо. Даже жареная картошка у нее получалась особенной, не говоря уже о пирожках и борщах. А каким едоком был отец! Каждый раз, возвращаясь с работы и едва переступив порог, он сгребал в охапку мать и вопрошал шутливо-ласково: «Ну что, сударыня, чем будешь потчевать суженого? Не угодишь – рассержусь и плетьми тебя, душа моя, отстегаю». Мать смущенно смеялась в ответ и замахивалась полотенцем на мужа. Потом следовала целая церемония мытья рук. Работа у отца былая такая, что грязь въедалась в кожу, и приходилось долго смывать ее. Мать стояла рядом с полотенцем, сама вытирала руки отца, приговаривая: «Устали, работяги, натрудились. Сейчас я вас утру, и легче станет». Затем в тон отцу обращалась ко всем: «Милостивые судари и сударыни, прошу к столу». Все чинно рассаживались, и начиналось священнодействие. Супы ели деревянными ложками из деревянных чашек с хохломской росписью, чудом сохранившимися с незапамятных времен. Первым начинал отец, и все, улыбаясь, ждали, что скажет он на сей раз. А отец «тянул резину»: проглотив первую ложку супа, блаженно закрывал глаза, причмокивал, а потом, широко улыбнувшись, объявлял: «Великолепно, сударыня! На сей раз милую!» Будь то обед или ужин, за столом всегда царило радостно-приподнятое настроение. Завершив трапезу, отец вставал, как-то по-особому утирал рот рукой и целовал трижды в щечки свою сударыню, млеющую от счастья. Дети не отставали от отца. Настя была старшей в семье, и мать нередко во время мытья посуды назидательно говорила ей: «Вот видишь, доченька, как добреют мужчины после вкусной еды. Ты сначала накорми мужа, а потом уж решай с ним любые вопросы». При этом все лицо ее светилось счастьем разделенной любви.
С этими наставлениями Анастасия и вступила в свою взрослую жизнь. Явился суженый – парень деловой, самостоятельный. «Чего уж тут тянуть, если человек хороший и тебе по душе пришелся», – сказали родители в ответ на сообщение дочери о том, что Сергей сделал ей предложение. «Пусть засылает сватов», – пошутил отец. А потом все, как по писаному: помолвка – свадьба – переезд Насти в дом мужа. Свекровь, женщина с претензиями, встретила невестку достаточно прохладно. «Вот здесь кухня, тут посуда – хозяйствуй!» – с некоторой долей иронии произнесла дама и удалилась. Хозяйствовать Настя умела, благо, было у кого учиться, и она «приступила». Побегав по магазинам и базару, закупив все необходимое, простояв часа четыре у плиты, она, наконец, накрыла стол и стала ждать мужа. Он пришел чем-то удрученный, бросил пиджак в одну сторону, рубашку – в другую, потом пошел в ванную. Настя, было, поспешила за ним с чистым полотенцем, но Сергей, буркнув: «Я сейчас», – захлопнул дверь прямо перед ее носом. Сергей появился минут через пять, молча сел за стол с какой-то книгой в руках и так же молча, как-то автоматически, начал хлебать суп. Ложка загремела о дно пустой тарелки. «Может, добавки?» – спросила обескураженная жена. «Нет!» – сухо ответил Сергей. Он так же, на «автопилоте», съел жаркое, над которым так долго «колдовала» Настя, и, сыто икнув, удалился с кухни. «Вот те раз! Ни тебе спасибо, ни тебе доброго слова», – с горечью подумала молодая женщина и принялась мыть посуду, которая почему-то сама валилась из рук, падала в раковину, громыхала. «Ты чего так грохочешь?» – недовольным голосом спросил Сергей, появившийся в дверях кухни. «Ничего! Просто устала!» – поспешила ответить Настя, отворачиваясь, чтобы скрыть слезы. «Ну-ну! Только посуду не перебей». И это все, что мог сказать муж вместо слов благодарности за вкусный ужин. «Ради чего же я старалась?» – недобро подумала Настя.
И действительно, ради чего? Ведь всеми ее действиями руководила любовь, а Сергей даже не заметил этого. «Существуют разные лекарства от любви, но нет ни одного надежного», – писал Ф. Ларошфуко. Однако спустя более трех столетий это лекарство изобрели такие, как Сергей, и пользуются им безрассудно, забывая о том, что любовному действию необходимо положительное подкрепление, иначе оно угаснет. По мнению психологов, любовь – величина переменная и измеряется количеством любовных действий. А любовное действие? Его нужно уметь распознать, какую бы причудливую форму оно ни приобрело. Вот и в нашем случае, жена накормила мужа вкусным ужином, а он съел и даже «спасибо» не сказал, а потом удивляется, почему жена громыхает посудой. Если так будет продолжаться и дальше, то сначала женщина испытает разочарование, на смену ему придет обида, а завершит процесс глухая неприязнь. И тут уж не до любви!
Бывает нередко и так, что женщина, жаждущая любви, сама же ее и разрушает. Муж в избытке нежности к супруге решил взять на себя часть домашней работы. К приходу жены навел порядок на кухне, вымыл пол в квартире. Жена же, едва переступив порог и поскользнувшись на влажном еще линолеуме, с возмущением восклицает: «Какого черта ты здесь грязь развез?!» Или другой случай. Мужу захотелось сделать приятный сюрприз жене: купил три роскошных хризантемы. «Угадай, что я тебе принес?» – загадочно произнес он, пряча руки за спиной. Потом, как фокусник, достает из-за спины букет. «И сколько же ты отвалил за этот веник? – недовольно бурчит женщина. – Лучше бы новый кран для кухни купил». В обоих случаях любовные действия не нашли подкрепления. Стоит ли удивляться, что в таких семьях любовь долго не задерживается. Ей неуютно там, холодно.
Часто любовное поведение извращается и только внешне кажется таковым. Из-за чрезмерной ревности мужчин во избежание разборок и скандалов женщина вынуждена притворяться ласковой, нежной, внимательной. Любовь? Ничуть не бывало! Это уже оборонительная реакция, и горе тому человеку, который не замечает этого. «Я ухожу!» – сказала однажды моя знакомая мужу, который долгое время не мог осознать и поверить в случившееся. «Как же так?! Она всегда была…» В любви необходимо уметь не только любить, но и быть любимым. Как писал В. Белинский: «Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержания огня, любовь есть гармоническое слияние двух родственных натур в чувство бесконечного».
Бесконечна и сама тема любви. Остается только вслед за А. Грибоедовым, перефразировав известное изречение, заключить: «Пути любви неисповедимы».
Нина ЛОГВИНЕНКО,
психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии