Послесловие к дачному сезону
Послесловие к дачному сезону
Подходит к концу многострадальный садовый сезон. Его финал наводит на разные размышления.
Лето на колёсах
Для многих дачников важно всё, что связано с садовым автобусом: ходит он или нет, много ли в нем народу. На конечной остановке 717-го часто можно слышать: «Наш автобус», «Наш водитель». Так говорят пассажиры об экипаже маршрута №717 – водителе Иване Петровиче Погромском и кондукторе Николае Александровиче Субботине. Всё лето они выполняли нелегкую работу: каждый день с утра до вечера проводили в грохочущем раскаленном салоне автобуса. Николай Александрович, которому приходится передвигаться в толпе, лавируя между тележками, сумками, ведрами, никогда не показывает свою усталость, не дает волю раздражению, сохраняет доброжелательную обстановку. А наш уважаемый Иван Петрович четко соблюдает график движения, во время стоянки в ожидании отъезда приглашает пассажиров в салон, а не заставляет ждать на улице под дождем, как случалось раньше. Большое спасибо этому экипажу за уважение к людям и самые лучшие пожелания!
А вот к руководителям автотранспортного предприятия есть вопросы. В этом сезоне работа садовых маршрутов существенно улучшилась: почти не было сбоев в расписании, автобусы ходили вместительные, в неплохом техническом состоянии, что уже само по себе заслуга, учитывая наши дороги. Но маршруты 717 и 718 в значительной части пути дублируют друг друга, и это особенно ощущается на отрезке между Морским проспектом и так называемой желтой дорогой, второй остановкой в садах. На особенно популярном рейсе 717-го, отходящем от конечной на ул. Демакова в 9.42, на Морском проспекте пассажиры буквально берут приступом автобус, двери еле закрываются. Но половина людей выходит на первых двух остановках, а дальше едут именно те, кому этот рейс крайне необходим: в «Родник», «Надежду». В то же время через 10-20 минут идет автобус №718 – полупустой. Те, кому надо добраться до первых двух остановок, могли бы без давки доехать на нем. А вот не хотят, рвутся в 717-й, не слушают просьбы кондуктора и коллег-садоводов!
Почему так получается? Пожалуй, люди не верят, что 718-й придет. Натерпелись частой отмены рейсов в прошлые годы. И хотя нынче дело обстояло гораздо лучше, в памяти засело: нужно хватать, что есть – вдруг больше не будет?!
Можно сколько угодно сетовать на совковый менталитет, но с ним лучше считаться, чем идти поперек. Вся эта картина не меняется из года в год. Возможны разные выходы.
Вариант 1. Пустить 718-й раньше 717-го. Или поменять их местами в расписании, или организовать выход одного за другим с интервалом минут пять. Но чтобы твердо было известно, что 717-й идет следом. Иначе всё повторится.
Вариант 2. Опубликовать график движения в СМИ, в автобусе объявить (многократно и убедительно), что 717-й идет без остановок на «Востоке» и «желтой дороге», и действительно там не останавливаться. Бывают же электрички дальнего следования, об этом заранее известно, и никто не возмущается. Кому не подходит, выбирают другой рейс. Если у нас принять такое решение хотя бы относительно самого востребованного времени (например, в 9.42, может быть, какое-то еще), то ситуация разрулится. Конечно, найдется кто-нибудь, до кого объявления не дойдут. Но прокатится разок-другой и будет знать. Тут уж надо водителю проявить твердость (согласованную с начальством) и не поддаваться на истерики. Словом, проблему легко можно разрешить при минимальных усилиях управленцев. Впереди достаточно времени, чтобы подумать и прекратить издевательство над нами, пассажирами. Потому что весной размышлять некогда, всё запускается по накатанному графику.
Как сохранить урожай
Из собственно садовых дел хочу остановиться на таком способе сохранения урожая, как сушка. Сейчас сушилки в продаже есть разных моделей и ценовых категорий. Расход электроэнергии при их работе не так уж велик. Сушить можно всё – от травы до кабачков. Готовая продукция занимает мало места и хранится в квартире, лишь бы не было моли. Можно сухие продукты замачивать при употреблении, я же предпочитаю размалывать в кофемолке. Например, порошок из сушеных яблок с рябиной очень хорош к чаю. Из шиповника с гречкой и чечевицей получается «мука жизни» – полезная добавка к пище.
Последние плоды, которые мы собираем, – айва сибирская (хеномелис). Плоды в сыром виде несъедобны, но после 5 минут бланширования в кипятке их можно порезать на тонкие ломтики и проварить в сиропе. Очень интересно получается – вроде как цукаты, можно сделать их мягкими или жесткими, как сухарики. Из айвы получается прекрасное желе: отварить, протереть и поварить с сахаром (1:1 или 1:1,5, если сладкое не нужно ограничивать).
Изабелла ОВСЯННИКОВА
Комментарии
И последнее. Действительно ,у нас на 717 классный первоклассный экипаж - это как семейный автобус. На конечной, у дома правления СНТ "Надежды-3" - их попоят чайком, садоводы всегда угостят ягодкой, цветами. На 718 такого нет. На 7178 не ездит ни один председатель ни одного садового общества, и это сразу чувствуется - совершенно другая атмосфера, равнодушие к экипажам, исполнению маршрутов - будет, не будет, до фонаря. На 717 и 717 е такого нет и никогда не будет.