Поймана с поличным
Поймана с поличным
14-летняя дочь приобрела себе электронную сигарету. Если бы я не застала её в комнате курящей, никогда бы не поверила, что мой ребёнок делает это. С большим трудом взяла себя в руки, чтобы не сорваться, ушла. Но говорить о том, что произошло, всё равно нужно. Я в растерянности: она же в свои 14 лет наверняка понимает, что курить вредно? Не могу же начать нести очевидные вещи в таком разговоре?
Для того, чтобы разговор по следам сложного для восприятия события состоялся, к нему нужно тщательно подготовиться. Вы правы, в такой ситуации велик риск уйти в штампы и очевидности. Поэтому предлагаю поступить так: сначала вы ставите перед собой вопросы и находите ответы для внутреннего пользования, затем переводите их на язык своего ребёнка.
1. Какова моя система аргументов против курения?
2. Могу ли я представить свою дочь курящей: при каких обстоятельствах?
3. Что я готова делать для того, чтобы помочь ей достичь отказа от курения?
Можно сформулировать по пунктам.
Дав развернутые ответы на эти вопросы, переходите собственно к построению разговора с ребёнком.
1. Вы против курения потому, что … – здесь могут быть любые значимые для вас аргументы.
2. Но раз дочь, зная ваше отношение к курению, всё-таки курит, возможно, у неё есть свои аргументы в пользу этого процесса. Вы готовы её выслушать.
3. Вам неприятно об этом снова и снова говорить, но вы говорите, потому что отвечаете за её жизнь и здоровье до совершеннолетия. Для вас важно, чтобы она была здоровой. Вы стремитесь помочь ей сформировать привычки здорового образа жизни, даже если сама она сейчас против или не очень понимает, как это работает и для чего это нужно.
4. «Я хочу помочь тебе отказаться от курения. У меня есть некоторые соображения. Но, возможно, идеи есть у тебя: чем я могу тебе помочь? Со своей стороны предлагаю и предполагаю делать...»
Например: «Если сигарета структурирует время, то я готова записать тебя на семинар по тайм-менеджменту, чтобы ты могла научиться делать это иначе».
Или ещё вариант: «У меня хорошо развито обоняние, я буду внимательна к запахам от твоей одежды. Всякий раз, почувствовав что-то подозрительное, буду зачитывать тебе памятку о вреде курения. Наверное, это малоэффективная ерунда, но мне нужно что-то делать для моего спокойствия». Разговор можно закончить шуткой, чтобы разрядиться, если это в традициях ваших семейных бесед.
Такой разговор будет иметь эффект, если в доме не курят. Ваше спокойствие, несмотря на то, что сохранить его в ходе общения может быть трудно, обязательно будет вознаграждено.
Попробуйте представить, что курение дочери в комнате – это не ценностный конфликт, а учебный кейс, педагогическая задача, которую нужно решить, чтобы получить зачёт. Или даже добиться прохождения на следующий уровень. Игровая метафора здесь гораздо точнее и уместнее, чем может показаться на первый взгляд, потому что обеспечит переход на новый уровень общения с дочерью.
Преодолев трудный рубеж, объяснив то, что сложно объяснить, вы обретёте новые навыки и уверенность в себе как родитель, справившийся с непростой ценностной и коммуникативной задачей.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Комментарии