• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 21:14 пятница, 19 апреля
    Академгородок:
    Пробки: 3 балла
    19.04.2024
    USD: 93.44
    EUR: 99.58
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Педагогическая сага

    Педагогическая сага

    Педагогическая сага


    Бывает, что несколько членов семьи выбирают для себя одну и ту же профессию – случай если и редкий, то не слишком. А вот целые трудовые династии, четыре и более поколения с одним на всех любимым делом встречаются нечасто. Анна Сергеевна Кананыхина, учитель русского языка и литературы гимназии №3, выросла именно в такой уникальной семье. Общий педагогический стаж их династии никто так и не взялся подсчитать – слишком кропотливое занятие. Но цифра, без сомнения, получится внушительной.

    Основателем семейной традиции можно считать Павла Семеновича Столярова – прадеда Анны Сергеевны. В 1927 году ему из-за угрозы голода пришлось покинуть родную Беларусь и с тремя маленькими детьми перебраться в Сибирь – сначала в село Тисуль Кемеровской области, затем на золотой прииск Сухие Луга (Кундат). Жили небогато, но выручали прииски: в те годы еще разрешалось самостоятельно мыть золото и сдавать его. К тому же рядом была тайга, а значит, орехи, ягоды, грибы и возможность поохотиться. Первые годы Павел Семенович работал бухгалтером, затем поступил на заочное отделение Томского педагогического института, чтобы стать учителем истории, а позже – директором Кундатской школы. В глухом сибирском селе возможностей для культурного проведения досуга, конечно, не было. Но творческий человек и здесь умудрялся проводить свободное время с пользой: сам делал скрипки, активно участвовал в работе сельского клуба, ставил спектакли.

    Размеренную жизнь прервала война. Павла Семеновича призвали на фронт, а его старшей дочери пришлось отложить в долгий ящик мечты об институте и пойти работать. В 1943 году Вера Павловна Столярова, сама вчерашняя школьница, провела свой первый урок в седьмом классе. Как она вспоминала впоследствии, от волнения почти не различала лиц учеников, многие из которых были едва ли не ее ровесниками. Знаний у Веры, окончившей школу на отлично, хватало, но вот умение передать их пока отсутствовало – приходилось осваивать педагогическую науку буквально на ходу. Докучали и материальные трудности: бумаги мало, чернил не было совсем – ребята использовали золу, разведенную водой. О летнем отпуске педагогам оставалось лишь мечтать: военное время брало свое. Учителя, в том числе и Вера, заготавливали для школы дрова, красили парты, жали рожь, ездили, а точнее, ходили по селам с концертами, писали письма на фронт. Школьной зарплаты хватало лишь на хлеб, но это мало кого огорчало: магазинные полки были безнадежно пусты. К счастью, войне, как и всему на свете, пришел конец. С фронта вернулись отец Веры и ее одноклассник Александр Контарев – лучший друг и товарищ, ставший затем ее мужем. Учителей в области по-прежнему остро не хватало, и Александр начал преподавать в школе военное дело, потом историю. Так в семье стало уже три педагога.

    В середине 50-х годов у Веры и Александра, переселившихся в село Тисуль, наконец, появилась возможность получить высшее образование в Кемеровском педагогическом институте. Правда, только заочно, очное обучение было для молодой семьи непозволительной роскошью. Приходилось одновременно работать, учиться и заниматься детьми – в семье Контаревых их трое. Не бросали и художественную самодеятельность: при участии Веры и Александра был создан драмкружок, впоследствии выросший до народного театра. Однако основным местом работы, любимым делом и призванием для обоих осталась школа. Вера Павловна трудилась учителем русского языка и литературы, завучем, Александр Андреевич – учителем истории, затем директором. За свой труд они награждены множеством грамот и медалей, но основной наградой, конечно, стали успехи и любовь учеников. Многие из них до сих пор навещают Веру Павловну и Александра Андреевича, в их числе Мария Ивановна Мазур, известный в нашем районе преподаватель математики.

    Дети Контаревых учителями не стали, однако династия не прервалась: дочь Лидия Александровна некоторое время преподавала в Новосибирском государственном университете математику, а близкие родственники ее супруга Сергея Селиверстовича Воронцова по иронии судьбы оказались педагогами. Брат Владимир преподавал военное дело, сестры Раиса и Лора – физику и историю, работали педагогами младших классов. Получается, что Анне, старшей внучке Веры Павловны и Александра Андреевича, профессия учителя была, что называется, на роду написана.

    Сама Анна Сергеевна считает, что дело не только в генах, но и в живом примере бабушки и дедушки: еще совсем маленькой девочка присутствовала на их уроках, а разговоры о школе в семье велись каждый день. Задолго до окончания школы Аня точно знала, что учиться будет только в пединституте, хотя университет был буквально под боком. Документы в НГУ «для порядка» она все-таки подала, успела даже сдать пару экзаменов и… ушла, поняв, что только зря теряет время. Зато с легкостью поступила в пединститут, успешно его окончила и несколько лет проработала во всероссийском детском центре «Океан» во Владивостоке. Вернувшись в родной Академгородок, пришла на работу в третью гимназию, где трудится до сих пор учителем русского языка и литературы, как и бабушка. От нее, кстати, к Анне Сергеевне перешли многочисленные конспекты, учебники и методические пособия. Большинство, конечно, уже устарели, но хранятся в качестве семейной реликвии.

    Но самым главным «наследством», передающимся из поколения в поколение, стало преданное и вдумчивое отношение к профессии: если делать любимое дело, то только хорошо, считают в семье. Каких-то особых профессиональных секретов Анне Сергеевне бабушка с дедушкой не передали: слишком изменились и методика преподавания, и философия педагогики. К тому же современные дети совсем иначе воспринимают мир, а информационное поле благодаря Интернету стало почти безграничным. Современный учитель, считает продолжательница династии, просто не может оставаться узким специалистом: чтобы заслужить уважение детей, нужно быть человеком мира.

    В 2008 году Анну Сергеевну Кананыхину назвали победителем городского конкурса «Классный руководитель года» в номинации «Старшее звено», как лучший учитель она стала победителем конкурса в рамках национального проекта «Образование», пополнив таким образом копилку семейных наград. Ее сын Денис недавно окончил школу и учится в медицинском институте на факультете клинической психологии. С будущим местом работы пока точно не определился, но на последнем школьном уроке, делясь планами на будущее, сказал, что видит себя или в науке, или, как мама, в педагогике. Так что не исключено, что династия Столяровых-Контаревых-Кананыхиных продолжится. Во всяком случае, вожатым в детском лагере Денис уже поработал.

    Татьяна ЯКОВЛЕВА

    На снимках: прадед П. Столяров, бабушка В. Контарева,

    А. Кананыхина с бабушкой и мамой


    14.11.2012, 11:47 Полякова (Андреева) Наталья Петровна
    Рада увидеть Веру Павловну (ведь это она в центре фотографии? Она была одноклассницей и подругой моей мамы Теплоуховой (Андреевой) Надежды Ефимовны, которая тоже стала учителем. Мы, две её дочери, тоже учителя. У меня в кабинете хранится фотография, на которой изображена ученица 9 класса Вера Столярова в роли Катерины из драмы Островского "Гроза", это 1938 год (руководителем драмкружка был В.Медведев, учитель литературы).

    Другие статьи на тему

    Спецпроект / Год учителя
    Ярмарки краски
    3329 6
    "Навигатор" № 50 (766) от 24.12.10
    Спецпроект / Год учителя
    Давайте вместе делать нашу страну умнее!
    3932 0
    "Навигатор" № 38 (754) от 01.10.10
    Спецпроект / Год учителя
    Урок длиною в жизнь
    3447 0
    "Навигатор" № 37 (753) от 24.09.10
    Спецпроект / Год учителя
    Призвание - любить Землю
    С раннего детства нас учат познавать окружающий мир, любоваться кружением яркой бабочки, отражением деревьев в водной глади, неспешным полетом облаков… Но восхищаться природой, любить и знать ее – совсем не одно и то же...
    1450 0
    Спецпроект / Год учителя
    Расставляя точки красной пастой
    3087 0
    "Навигатор" № 34 (750) от 03.09.10
    Спецпроект / Год учителя
    Особый день особого года
    2010 год – особенный для российского образования. Завершается реализация его концепции, предложенной в 2001 году. Одновременно мы подводим итоги работы в рамках приоритетных нацпроектов, начатых в 2006 году...
    2884 0

    Популярное