Педагогическая сага
Педагогическая сага
Бывает, что несколько членов семьи выбирают для себя одну и ту же профессию – случай если и редкий, то не слишком. А вот целые трудовые династии, четыре и более поколения с одним на всех любимым делом встречаются нечасто. Анна Сергеевна Кананыхина, учитель русского языка и литературы гимназии №3, выросла именно в такой уникальной семье. Общий педагогический стаж их династии никто так и не взялся подсчитать – слишком кропотливое занятие. Но цифра, без сомнения, получится внушительной.
Основателем семейной традиции можно считать Павла Семеновича Столярова – прадеда Анны Сергеевны. В 1927 году ему из-за угрозы голода пришлось покинуть родную Беларусь и с тремя маленькими детьми перебраться в Сибирь – сначала в село Тисуль Кемеровской области, затем на золотой прииск Сухие Луга (Кундат). Жили небогато, но выручали прииски: в те годы еще разрешалось самостоятельно мыть золото и сдавать его. К тому же рядом была тайга, а значит, орехи, ягоды, грибы и возможность поохотиться. Первые годы Павел Семенович работал бухгалтером, затем поступил на заочное отделение Томского педагогического института, чтобы стать учителем истории, а позже – директором Кундатской школы. В глухом сибирском селе возможностей для культурного проведения досуга, конечно, не было. Но творческий человек и здесь умудрялся проводить свободное время с пользой: сам делал скрипки, активно участвовал в работе сельского клуба, ставил спектакли.
Размеренную жизнь прервала война. Павла Семеновича призвали на фронт, а его старшей дочери пришлось отложить в долгий ящик мечты об институте и пойти работать. В 1943 году Вера Павловна Столярова, сама вчерашняя школьница, провела свой первый урок в седьмом классе. Как она вспоминала впоследствии, от волнения почти не различала лиц учеников, многие из которых были едва ли не ее ровесниками. Знаний у Веры, окончившей школу на отлично, хватало, но вот умение передать их пока отсутствовало – приходилось осваивать педагогическую науку буквально на ходу. Докучали и материальные трудности: бумаги мало, чернил не было совсем – ребята использовали золу, разведенную водой. О летнем отпуске педагогам оставалось лишь мечтать: военное время брало свое. Учителя, в том числе и Вера, заготавливали для школы дрова, красили парты, жали рожь, ездили, а точнее, ходили по селам с концертами, писали письма на фронт. Школьной зарплаты хватало лишь на хлеб, но это мало кого огорчало: магазинные полки были безнадежно пусты. К счастью, войне, как и всему на свете, пришел конец. С фронта вернулись отец Веры и ее одноклассник Александр Контарев – лучший друг и товарищ, ставший затем ее мужем. Учителей в области по-прежнему остро не хватало, и Александр начал преподавать в школе военное дело, потом историю. Так в семье стало уже три педагога.
В середине 50-х годов у Веры и Александра, переселившихся в село Тисуль, наконец, появилась возможность получить высшее образование в Кемеровском педагогическом институте. Правда, только заочно, очное обучение было для молодой семьи непозволительной роскошью. Приходилось одновременно работать, учиться и заниматься детьми – в семье Контаревых их трое. Не бросали и художественную самодеятельность: при участии Веры и Александра был создан драмкружок, впоследствии выросший до народного театра. Однако основным местом работы, любимым делом и призванием для обоих осталась школа. Вера Павловна трудилась учителем русского языка и литературы, завучем, Александр Андреевич – учителем истории, затем директором. За свой труд они награждены множеством грамот и медалей, но основной наградой, конечно, стали успехи и любовь учеников. Многие из них до сих пор навещают Веру Павловну и Александра Андреевича, в их числе Мария Ивановна Мазур, известный в нашем районе преподаватель математики.
Дети Контаревых учителями не стали, однако династия не прервалась: дочь Лидия Александровна некоторое время преподавала в Новосибирском государственном университете математику, а близкие родственники ее супруга Сергея Селиверстовича Воронцова по иронии судьбы оказались педагогами. Брат Владимир преподавал военное дело, сестры Раиса и Лора – физику и историю, работали педагогами младших классов. Получается, что Анне, старшей внучке Веры Павловны и Александра Андреевича, профессия учителя была, что называется, на роду написана.
Сама Анна Сергеевна считает, что дело не только в генах, но и в живом примере бабушки и дедушки: еще совсем маленькой девочка присутствовала на их уроках, а разговоры о школе в семье велись каждый день. Задолго до окончания школы Аня точно знала, что учиться будет только в пединституте, хотя университет был буквально под боком. Документы в НГУ «для порядка» она все-таки подала, успела даже сдать пару экзаменов и… ушла, поняв, что только зря теряет время. Зато с легкостью поступила в пединститут, успешно его окончила и несколько лет проработала во всероссийском детском центре «Океан» во Владивостоке. Вернувшись в родной Академгородок, пришла на работу в третью гимназию, где трудится до сих пор учителем русского языка и литературы, как и бабушка. От нее, кстати, к Анне Сергеевне перешли многочисленные конспекты, учебники и методические пособия. Большинство, конечно, уже устарели, но хранятся в качестве семейной реликвии.
Но самым главным «наследством», передающимся из поколения в поколение, стало преданное и вдумчивое отношение к профессии: если делать любимое дело, то только хорошо, считают в семье. Каких-то особых профессиональных секретов Анне Сергеевне бабушка с дедушкой не передали: слишком изменились и методика преподавания, и философия педагогики. К тому же современные дети совсем иначе воспринимают мир, а информационное поле благодаря Интернету стало почти безграничным. Современный учитель, считает продолжательница династии, просто не может оставаться узким специалистом: чтобы заслужить уважение детей, нужно быть человеком мира.
В 2008 году Анну Сергеевну Кананыхину назвали победителем городского конкурса «Классный руководитель года» в номинации «Старшее звено», как лучший учитель она стала победителем конкурса в рамках национального проекта «Образование», пополнив таким образом копилку семейных наград. Ее сын Денис недавно окончил школу и учится в медицинском институте на факультете клинической психологии. С будущим местом работы пока точно не определился, но на последнем школьном уроке, делясь планами на будущее, сказал, что видит себя или в науке, или, как мама, в педагогике. Так что не исключено, что династия Столяровых-Контаревых-Кананыхиных продолжится. Во всяком случае, вожатым в детском лагере Денис уже поработал.
Татьяна ЯКОВЛЕВА
На снимках: прадед П. Столяров, бабушка В. Контарева,
А. Кананыхина с бабушкой и мамой
Комментарии