Отчего они такие нервные? (окончание)
Отчего они такие нервные? (окончание)
(Окончание. Начало в №43)
Психической травмой для детей являются и постоянные конфликты в семье с угрозой развода, когда ребенок мечется между родителями, не понимая, что происходит, чью сторону принять. Невротические реакции в таких случаях непредсказуемы. Заикание, ночное недержание мочи, головные боли с обмороками, приступы удушья или судорожные припадки, не говоря уже о раздражительности, плаксивости, расстройствах сна и различных страхах – вот далеко не полный перечень симптомов невроза у детей со слабой нервной системой.
Озлобленными, вспыльчивыми, агрессивными, неуправляемыми могут стать дети с сильным типом нервной системы. Следует отметить, что подобные реакции являются ничем иным, как подсознательным стремлением ребенка переключить внимание родителей с их проблем на свои и заставить объединиться. Ребенок становится как бы связующим звеном между враждующими сторонами. Конфликты прекращаются – ребенок выздоравливает. Но стоит только снова вспыхнуть распре между супругами, как у ребенка начинается рецидив болезни. Подобные ситуации в некоторых семьях длятся годами. И у детей под влиянием постоянного стресса невротические расстройства принимают затяжное течение и, в конечном итоге, приводят к органной патологии по типу «где тонко – там и рвется».
Разрубить этот гордиев узел можно двумя способами: либо родители пересматривают свои отношения друг к другу, прекращают раз и навсегда междоусобицу и отказываются от мыслей о разводе, обеспечив таким образом ребенку психологически комфортную обстановку в семье, либо пойти на разрыв отношений и тем самым положить конец неопределенности, которая и является одним из провоцирующих факторов невротизации ребенка. В некоторых конфликтных семьях ребенок нередко становится «козлом отпущения». Свое недовольство друг другом родители вымещают на ребенке. Слабого «размажут» как личность, а сильный, как только подрастет – вернет с лихвой все, что претерпел от них.
Невротические реакции у детей могут возникать в любом возрасте, но чаще всего в критические возрастные периоды, когда в силу внутренних причин меняется поведение, и ребенок становится сплошным «клубком противоречий». Именно в эти периоды и родители, и педагоги всеми силами пытаются подавить тягу к самостоятельности, инициативу, активность, добиваясь, чтобы ребенок был удобен и не мешал. «Вежлив, послушен, хорош, удобен, – писал Я. Корчак, – а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен… Ребенок не может быть удобен, не может не мешать, а если он таковым становится, то следует задуматься, не сигнал ли это бедствия».
Особо хочется остановиться на так называемых дидактогениях – школьных неврозах. Они чаще всего развиваются при отсутствии контакта учителя с учеником, порой предвзятом отношении к ребенку. В этих случаях одни дети реагируют повышенной возбудимостью, взвинченностью. Другие – озлобленностью. У третьих появляется мания несправедливых обид и даже преследования. Четвертые отвечают напускной беззаботностью. Пятые становятся безучастными, угнетенными. У шестых развивается страх перед учителем, а седьмые защищаются паясничанием, кривлянием. Список поведенческих отклонений можно продолжать.
Но самым страшным ответом на школьный стресс является суицидальное поведение. Склонны к этому в равной мере и избалованные, эгоцентричные с завышенным уровнем притязаний, заласканные дома дети и те, кого дома держат в «ежовых рукавицах», строго наказывая за малейший промах. Мотивы только разные. У первых – это протест против ущемления в школе их привилегий, а у вторых – от отчаяния, от неспособности противостоять жесткости окружающих.
Мощным стрессором могут стать информационные перегрузки. Многие родители стремятся определить свое любимое дитя в класс с углубленным или ускоренным обучением каких-либо предметов, к учителям, работающим по инновационным программам, не считаясь с его здоровьем. Ребенок порой изо всех сил стремится удержаться в этом классе, а в результате к окончанию начальной школы приходит с «букетом» самых разных заболеваний, вызванных перенапряжением нервной системы. Настоящей трагедией для маленького человека может обернуться перевод его, из-за неуспеваемости в связи с болезнью, в класс с меньшей нагрузкой. Так что родителям следует хорошо подумать о цене своих амбиций.
Нередко родители в слепой любви к ребенку наделяют его талантами, которых у него нет. Дети привыкают к мысли о своей одаренности, а в школе этого не замечают и оценки ставят заслуженно посредственные. Это приводит к постоянной неудовлетворенности и невротизации. Опасность развития неврозов подстерегает и отличников, которым легко давалась учеба в начальной школе. Не привыкшие к серьезной повседневной работе, в старших классах они нередко скатываются в разряд «хорошистов» и даже «троечников». Справедливая оценка учителей кажется им заниженной. Худо, если это настроение ребенка подогревается родителями, которые начинают конфликтовать с учителями. А ребенок тем временем перестает учиться. Перевод к другому учителю, в другую школу только усугубляет положение, так как не все дети хорошо адаптируются в новом коллективе.
Неврозы у детей могут быть и результатом педагогических ошибок, вызванных недостаточностью знания детской психологии, особенностей личности ребенка. В моей практике был случай, когда классный руководитель назначил старостой класса робкого и застенчивого мальчика, но отличника и с примерным поведением. По складу характера он не мог быть лидером. Его не слушали, не выполняли поручений, а всю вину сваливали на него. Он старался все делать сам, но не успевал. В результате стал хуже учиться, появились головные боли, рвота по утрам, расстроился сон – то есть явные признаки невроза.
Есть среди учеников и так называемые тугодумы с флегматичным темпераментом. Это интеллектуально полноценные дети, но замедленно воспринимающие информацию. Постоянное подстегивание такого ребенка, да еще в обидной форме, может привести к нервному срыву. Мне не раз приходилось наблюдать, как ломают психику таких детей в начальной школе, когда заставляют начитывать определенное количество знаков в минуту. Ну не может такой ребенок выйти за рамки своего темперамента, никогда он не будет «строчить, как из пулемета» на уроках чтения. Неужели это до сих пор не знают учителя начальных школ и продолжают эту порочную практику, доводя детей порой до критического состояния. Нервным расстройствам часто подвержены и педагогически запущенные дети. Они тяжело переживают неудачи, перестают верить в свои силы, а некорректное отношение к ним учителей приводит к полной потере познавательного интереса и отказу от школы.
Вышесказанное далеко не исчерпывает всех психологических стрессоров, приводящих к детским неврозам, но и это малое пусть послужит информацией к размышлению и для родителей, и для учителей. Вогнать ребенка в невроз – дело нехитрое. А вот лечение и воспитание нервных детей чрезвычайно трудны и длительны по времени. На это уходят годы, если не вся жизнь человека. Не проще ли щадить нервную систему детей, не создавать проблем ни им, ни себе?
Нина ЛОГВИНЕНКО, психолог (тел. 332-58-19)
Комментарии