Останемся на дистанте?
Останемся на дистанте?
Завершаются каникулы. Почти всю вторую четверть сын отучился дистанционно. Такого напряжения и усталости, как весной, этот формат уже не вызывал. Можно сказать, что для ребёнка обучение стало комфортным. То ли учителя определились и привыкли, то ли сын подрос – всё-таки восьмой класс уже. Сейчас встаёт вопрос о том, какой способ обучения выбрать. Наш школьник робко закидывает удочку, чтобы остаться на дистанционном. Теоретически это возможно, но стоит ли? На что обратить внимание, прежде чем предпринимать такой шаг?
Выбор формата обучения требует подготовки и взвешенных решений. Первое, с чем необходимо определиться, какие формы обучения существуют, чем друг от друга отличаются, какие подводные камни имеют и какие преимущества вашему ребёнку дают. Дистанционного обучения в том виде, в котором оно было в течение второй четверти, в третьей ждать не приходится. Следовательно, есть варианты выбора какого-то другого формата. А вот какого – и нужно разобраться. Для этого обратитесь в свою школу или в отдел образования – районный или городской. Почитайте интернет, но сетевая картинка, скорее всего, будет иметь значительные отличия от того, что может быть организовано в образовательной реальности конкретной школы.
Второе – это цель перехода на дистанционное обучение. Можно поставить такой вопрос сначала перед собой, а затем перед своим восьмиклассником. Для начала имеет смысл обратить внимание на форму ответа: «Я перевожу ребёнка на дистанционную форму, потому что…» или «Я перевожу ребёнка на дистанционную форму для того, чтобы…». Если рождается скорее первая формулировка, то с большой долей вероятности вами движет мотивация избегания, а не достижения. Это означает, что в текущий момент у подростка в школе есть проблемы, от решения которых надеетесь убежать в дистант. Они могут быть любыми, связанными как непосредственно с учебным процессом, так и с коммуникацией. В этом случае от проблем, возможно, и удастся уйти, но вероятность того, что они нагонят немного позже, очень велика.
Содержательная составляющая ответов не менее важна. Например, переход на дистант осуществляется для того, чтобы освободить время… Для чего? По какой причине на это занятие не освобождается время сейчас? Ответы могут иметь большое значение для принятия решения.
Далее необходимо понять, в какой степени школьник в процессе обучения нуждается в участии взрослого; определитесь, кто будет поддерживать подростка во время учёбы. Этим займётся один из родителей или тьютор? Даже в том случае, когда ребёнок взрослый и сознательный, мотивированный, все равно нужен старший, который будет поддерживать мотивацию и организует учебный режим. Кто-то из детей нуждается в таком сопровождении реже, кто-то чаще. Ситуация, когда вся школа на дистанте, отличается от той, которая будет складываться у вашего сына индивидуально.
Кроме того, не лишним будет изучить способности и возможности ребёнка. Нужно ответить на следующие вопросы. Каков общий объём его внимания? Может ли он сконцентрироваться на своей деятельности, в нужный момент переключиться? Может ли он самостоятельно поставить перед собой учебную задачу или хотя бы детализировать её, выбрать оптимальную тактику решения? Это можно сделать самостоятельно, воспользовавшись тестами для изучения внимания (таблицы Шульте, корректурные пробы и пр.) или при помощи психолога непосредственно в школе или в любом психологическом центре. Исходя из полученных ответов и результатов тестирования, стоит принимать решение о переводе.
Вопрос о выборе учебного заведения не стоит, ребёнок планирует остаться в той же самой школе с теми же самыми педагогами, речь идёт только о формате обучения. Это немного упрощает задачу.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото Светланы Книжник
Комментарии