Ольга Ситникова-Яковченко: «Знаю, где клад талантов!»
Ольга Ситникова-Яковченко: «Знаю, где клад талантов!»
Новая персональная выставка художницы из Академгородка 25 февраля открывается в зале местного отделения Союза художников России (Красный проспект, 159). В преддверии этого события с Ольгой Вадимовной пообщался корреспондент «Навигатора». Разговор шёл о проблемах в новосибирском арт-сообществе.
– Каково влияние современного художника на городскую среду?
– Чтобы иметь возможность влиять, нужна осведомлённость публики о выставках. А у нас просто беда с общей афишей! Нужно, чтобы любой человек мог зайти на какой-то сайт и увидеть, где и что будет, досуг свой определить. Сейчас это сделать невозможно: публикации о выставках совершенно случайные. Никакие выставочные площадки не обещают никакой рекламной кампании. Узнают ли зрители что-то о грядущей выставке – это единоличная забота художника. В ГЦИИ был случай вообще вопиющий: новый рекламный отдел сделал анонс выставки в 21.00 накануне открытия! Вот такое отношение к местным художникам… Зато если заезжий дяденька переоденется в вождя, про него будут писать. Много. Ставить в пример его цельность концепции. Ну смешно, правда.
Или вот добыли нам парня из Италии для общественно-полезных лекций, а его слушать неловко: подача с минимальным посылом на объективность. На всероссийском художественном форуме еле спасли гостя от помидорного штурма, когда профессор Гавриляченко указал на нестыковки в «фактическом» материале. Зато у нас, судя по тем видеозаписям, что мне студенты принесли, рассуждения итальянца о концептуализме зашли на ура.
Маленькая ремарка: концептуализм – это дитя Запада, органическая реакция на поп-арт, с его культом предмета. По большому счёту просто парад идей, а к изобразительному искусству это не имеет отношения. В СССР не было культа вещей, поэтому развивался минимализм, и для нас совсем не органичен этот ответ на поп-арт. Поездила по разным выставкам, увидела столько наивнейших «инсталляций»! В лучшем случае это скорее оформление фотозон для селфи…
– А что скажете о недавней выставке «Сибирский иронический концептуализм»?
– Народ изголодался по смеху, поэтому, наверное, она и пошла хорошо. Тем паче, что реклама была наикрутейшая, не в пример другим выставкам. Не могу понять, почему вокруг этого события статей миллион, а про визит живописца мирового уровня Бато Дугарджапова сообщили шёпотом и только избранным? Недавно в городе дала мастер-класс другой потрясающий художник-импрессионист Вероника Лобарёва – и кто об этом слышал?
– Ваше доказательство теоремы «Новосибирск – город художников»?
– Да ну куда!? Помните сказку про лубяную избушку? Так вот представьте: строили-строили зайчики (читай – художники) избушку, делали выставки там свои разные, а потом попросились к ним два человека, вроде филологи, не нашедшие себя в профессии, и говорят: «Мы всего лишь разборчивые дилетанты, пришли к вам в дом помощниками!» Зашли – и как давай крушить-ломать, только шуба заворачивается да дым коромыслом. Хорошие булочники булки пекут, сапожники – сапоги шьют. Почему ребята не могут найти себя в своей профессии, там же тоже много интересного? Зачем в чужом незнакомом лесу глупостями занимаются да избушку портят?
– Каковы цели и задачи ваших ближайших выставок?
– Их будет две. 25 февраля откроется моя персональная выставка «Сказка», где я делюсь своим переосмыслением русской сказочной культуры, а 3 марта начнётся выставка молодых художников «Творческая кухня».
Недавно мне стало неловко за коллегу, который сказал, что в Новосибирске не видит молодого слоя художников, что все стоящие уехали. Нельзя в нашей профессии иметь такие погрешности в зрении! Я точно знаю, что молодое искусство у нас есть, и ого-го какое: оно – не про «актуальное», мусорное, а про настоящее, красивое, вневременное!
Выставкой «Творческая кухня» я как куратор решила показать творческий потенциал города, причём потенциал во всей смысловой глубине слова: это будет выставка эскизов, этюдов и всего того вороха материала, что предваряет выход на холст или в случае графики – на планшет. Хочется донести публике, что идея – это первое, что рождается у художника, что работает он с фабулой прежде всего.
Огромное количество лекций по искусству сейчас подманивает зрителя идеей, что всё можно объяснить. Но аналитикам и логикам очень непросто при встрече с искусством, поскольку нужен чувственный опыт. Зрителю сложно донести, что искусство изобразительное – это не про понимание, новому поколению предстоит заново взращивать культуру созерцания. Публику приучают к тому, что открытие выставки – это нечто большее, чем «просто выставка». Но это не так, холсты раскрываются в плотном контакте со зрителем, в тишине и со временем: нельзя считывать только первый слой сюжета…
– Насколько тернист путь молодого художника в СХР?
– В Союз можно вступить, имея достаточное количество участия в выставках – местного, регионального, межрегионального, всероссийского уровней, организованных СХР. Но к выставочной деятельности подойти непросто: молодых воспитывают очень строго, «хороший учитель розг не жалеет», одного лишь желания выйти на публику мало. Кроме того, всякий раз выставочная комиссия тщательно выбирает, какие работы будут экспонироваться. Но далеко не во всех учебных заведениях студентов учат, как составлять экспозиции, как захватывать зрительское внимание, на чём сфокусироваться! Поэтому сейчас довольно много сил трачу на просвещение в этих вопросах художников новой волны.
– Радости и печали преподавателя живописи Ольги Яковченко?
– До того, как я закрою для себя преподавательскую деятельность вообще, хочу успеть передать то, что добывала годами. При этом очень хочется избежать судьбы преподавателя, который не учит, а поучает. Кроме того, творческая жизнь очень дорога, от неё нельзя большими ломтями отламывать ради учительствования.
Сейчас веду несколько курсов: пластическая анатомия, живописный портрет, наброски с обнажённой модели, есть и частные занятия. В новой мастерской, собственноручно выстроенной, у меня всё как положено: мягкий свет, софиты (какие надо, а не какие есть), подиумы, станки, площадь для отхода.
На курсы у меня специфический набор: случайных людей нет – или они быстро отсеиваются. Занимаюсь с тем, кому это по-настоящему важно, нужно, интересно. Один из фильтров – цена за обучение. Человек должен понимать, что дёшево хорошо не бывает. Скупой платит дважды, а то и трижды: можно ходить в студию за «недорого», и лишь спустя пять лет случайно узнать технологические особенности, о которых я рассказываю на первых же занятиях! Если кто-то финансово скован, всегда иду навстречу: в качестве оплаты можно заняться рекламой нашей студии, готовить холсты, кисти и так далее.
Другие фильтры – тестовое задание и вопрос о необходимости домашних заданий. Примерно половина заявок не проходит этот фильтр – потому что люди хотят начать заниматься не сразу и регулярно, а «с понедельника».
– Наилучший путь к славе – через скандал?
– Возможностей сделать себе имя на скандале действительно очень много. Но я в своё время сказала себе известную фразу: «Мы пойдём другим путём». Художник должен владеть мастерством. Пастернак верно подметил: «Цель творчества самоотдача,/ А не шумиха, не успех./ Позорно, ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех».
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива Ольги Ситниковой-Яковченко
НАША СПРАВКА
Ольга Вадимовна Ситникова-Яковченко родилась 14 февраля 1986 года в Искитиме. Живописец, график, куратор художественных выставок, член Союза художников России с 2017 г. Автор методики формирования профессиональных компетенций для студентов живописных специальностей. Методика прошла успешную апробацию в ИИ НГПУ, в студии живописи Дома учёных СО РАН и на летней практике в НГУАДИ. Работала в творческих группах с художниками Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы, а также с мастерами из Киргизии, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана. Участник Всероссийского молодёжного образовательного форума «Таврида» (2016), заслужила специальное поощрение от секретаря Правления СХР, народного художника России С.А. Гавриляченко и преподавателя МГХПА им. Строганова А.Н. Рыжкина. Организатор и куратор выставки «НГХУ – это мы!» (совместно с Хрюкиной М.Г.) в честь 25-летия Новосибирского государственного художественного училища и цикла выставок авторского проекта «Открытый просмотр» в Доме учёных СО РАН (2015-2018).
Комментарии