О зимостойкости плодовых
О зимостойкости плодовых
О зимостойкости плодовых
Приближается зима – очередное испытание наших садов на зимостойкость. Особенно молодых садов, еще не «нюхавших» сибирской зимы. Саженцы, нет сомнения, были приобретены на одной из осенних ярмарок с бодрой и категоричной характеристикой: «Конечно, зимостойкие!» На мое замечание продавцу, что европейские крупноплодные в Сибири, тем более в штамбовой форме, не могут быть зимостойкими, последовал ответ, который в литературной редакции звучит так: «С одной добродетелью на ярмарку не ходят».
А добродетельные, но не искушенные в садоводстве любители покупают этот «зимостойкий» товар. Подчас, предугадывая дальнейшую судьбу яблони, хочется сказать покупателю: «Да купите вы на эти деньги пару килограммов «голден делишез» или три-четыре килограмма «симиренко» и покушайте вволю настоящих яблок!» А если уж решили заняться садовничеством, то начинать надо не с покупки случайно-зимостойкого саженца.
Дело в том, что в Сибири никогда не было садовничества как ремесла. Сибирскому садовничеству всего-то около 150 лет. Первые попытки переселенцев перенести культуру крупноплодной европейской яблони в Сибирь окончились неудачей. Местные чалдоны, потомки казаков, хлеборобы и скотоводы, откровенно называли эти попытки несусветной блажью. У них были на то основания. «Надменные потомки» тех первых энтузиастов-садоводов, к сожалению, продолжают повторять ошибки своих предков.
Ничего не поделаешь, полтораста лет истории сибирского плодоводства – это почти только начало по сравнению с двумя тысячелетиями западноевропейского. Для сибирского плодоводства необходим свой сортимент, своя агротехника и главнейшее условие – зимостойкость культур.
Что же такое зимостойкость? Боюсь, что подробный, исчерпывающий ответ не смог бы дать даже биолог-профессионал, но для садовода-любителя я бы попытался (да простят меня профессионалы) объяснить так: не ищите гена зимостойкости – его не существует. Есть комплекс самозащиты многолетнего растения в межвегетационный период при смене времен года. Это ясно. А откуда он взялся? Да на это ушло у природы миллионы и сотни тысяч лет естественного отбора. Как говаривали древние: «Времена меняются, и мы вместе с ними».
Вот наша «сибирка» – мороз минус 50, а она после этого цветет и плодоносит как ни в чем не бывало. Создать такое искусственно пока невозможно. А использовать этот хромосомный блок, комплекс – можно. Чем и занимаются селекционеры, присоединяя методом гибридизации, скрещивания к хромосомному блоку «белого налива» или «бельфлера»... можно и к «голден делишез». В результате появляется (правда, через много лет) и зимостойкий «белый налив», и зимостойкое потомство «бельфлера». Правда, называется оно иначе, да и выглядит не похожим ни на «папу», ни на «маму». Но, уверяю вас, вполне съедобно и технологично в переработке. А главное, растет в нашем сибирском саду.
Зимостойкость гибрида прочно сцеплена с мелкоплодностью. Так что не верьте крупноплодным гибридам, если их выдают за зимостойкие, это пока неправда. Крупноплодность одного из родителей сцеплена с ранним пробуждением клеток. И зимостойкий гибрид-красавец после мартовского солнца выходит из-под снега весь в «ожогах» и подопревах. Бывает и полная «перехватка» штамба. Самый достоверный паспорт зимостойкости – это для сортов местной селекции (ЦСБС, Бердский селекционный центр). Все остальные требуют длительной проверки методом сравнения с уже известным проверенным сортом. Особенно «рискованная» книга Л. Сероклиновой «Сибирский сад», где характеристика списана с описания сорта по месту селекции. Для сортов ЦСБС – это правда. Для сортов омской, алтайской селекции – требует длительной проверки. Например, «заветное» (Алтай) в описании – зимостойкое, в наших же условиях – вымерзает до уровня снежного укрытия.
Помните, что зимостойкость – это качество региональное.
В дальнейшем мы поговорим о физиологии зимостойкости и ее морфологических (внешних) признаках.
А. Усов.
Комментарии