Ну что за характер! (продолжение)
Ну что за характер! (продолжение)
Ну что за характер!
(Продолжение. Начало в №23)
Сангвиник – это темперамент, в основе которого лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной деятельности. Для сангвиника характерны: высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональная яркость и неустойчивость. Это человек веселого нрава, беззаботный, полный надежд, легкий на подъем, весельчак и балагур, хороший собеседник, любит шутки, юмор. У него много друзей. Его способность откликнуться на чужое горе и на радость притягивает к нему людей. Обычно это не злой человек, но грешник, трудно поддающийся исправлению. Правда, он может сильно раскаиваться, но, скоро забывает о своем раскаянии и снова грешит. Каждой вещи придает особое значение, но через минуту уже перестает думать о ней. Он может честно обещать что-то, но слова своего зачастую не держит из-за того, что недостаточно глубоко обдумал – сможет ли выполнить обещание. Сангвиник плохой должник и всегда просит отсрочки, но, когда он «при деньгах», может по широте душевной отдать последний рубль. Монотонная работа ему быстро надоедает – может бросить все на полпути к цели. Если его заинтересовать чем-то, то будет работать сутками, порой достигая больших результатов. Сангвиники хорошо приспосабливаются в социальной среде и при правильном воспитании и удачном выборе профессии могут обеспечить себе и материальное благополучие и духовный и физический комфорт.
Меланхолик – это слабый, легко тормозимый тип с малым уровнем нервно-психической активности. Его отличает сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная глубина и устойчивость эмоциональных реакций при слабом внешнем выражении. Отсюда – повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность; склонность к тяжелым внутренним переживаниям там, где этого не требуется. Меланхолик несговорчив, подозрителен, но если преодолеет свою недоверчивость, то может привязаться к человеку глубоко и надолго. И. Кант называл меланхоликов людьми мрачного нрава, которые всему придают особое значение, везде находят поводы для опасений и тревог. Если сангвиник перед началом дела надеется на успех, то меланхолик думает прежде всего о трудностях. Он неохотно дает обещания, так как постоянно сомневается, сможет ли их выполнить, а не выполнить не может. Ему трудно порой сделать выбор, принять самостоятельное решение из-за постоянных сомнений в правильности выбора. Занятый «самокопанием» меланхолик мало восприимчив к веселью, а «тот, кто сам должен обходиться без радости, вряд ли пожелает ее другому». (И. Кант). В отличие от сангвиника он не способен на сопереживание, ему чуждо человеколюбие и это отталкивает людей.
И. Кант отрицал возможность гармонического сочетания у одного и того же человека разных темпераментов. «Нельзя мыслить слитым в одном и том же акте добродушное веселье с грозным гневом или муки самоистязания с довольным спокойствием невзыскательной души. Но если одно из этих двух состояний в одном и том же субъекте должно смешаться с другим, то получаются только капризы и причуды, а не определенный темперамент». Однако жизнь убеждает нас в том, что в чистом виде темпераменты встречаются не часто, а в одном и том же человеке можно найти черты разных типов с преобладанием одного из них. В древности считалось, что в идеале должно быть смешение темпераментов в равных пропорциях, но этот идеал практически недостижим. Современная психология не дает ответа на вопрос, какой темперамент лучше. В каждом есть положительные и отрицательные стороны. Все зависит от того, как человек сам распорядится тем, что получил в наследство от родителей.
Итак, темперамент или тип нервной деятельности – это то, кем и каким человек мог бы стать, не прилагая никаких усилий. Но он живет в семье, где его воспитывают; общается с друзьями и недругами; переживает какие-то жизненные потрясения; принимает порой сложные и ответственные решения; переживает успехи и неудачи, и все это отражается на темпераменте, изменяет его. Какие произойдут изменения, зависит от того, как воспитывали человека, и как он сам управляет процессом преобразования темперамента в характер. Процесс этот длится до 25-30 лет, а некоторые психологи утверждают, что и больше. Затем наступает стабилизация. Так вот: характер – это и есть совокупность наиболее устойчивых черт личности, то есть это то, что человек сам из себя сделал, или сделали из него воспитатели и то, что можно еще сделать или исправить в будущем. Вот почему даже в житейских определениях, темперамент и характер не совпадают. Мы не говорим о холерическом и сангвиническом характере, равно как и о вздорном или лживом темпераменте. Характер воспитывается и во многом зависит от воспитания в семье, от условий жизни и не передается по наследству, как полагают некоторые родители и педагоги, уверенные в том, что ребенок унаследовал ту или иную черту от отца или матери (чаще дурную), и пускают воспитание ребенка на самотек.
Формирование характера начинается в подростковом возрасте. Уже к 10-12 годам у подростка появляются суждения по принципу: «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От родителей, от бабушек и дедушек; из литературы, кино, телевидения и т.д. И, конечно же, из цепи значимых для подростка жизненных ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание. Будучи активным участником, он слышит суждения взрослых и, как губка, впитывает все в готовом виде. К 14-16 годам на основе суждений формируются убеждения, понятия о социальных ценностях. У одних – стремление к знаниям, престижной профессии, у других – полное отрицание духовных ценностей, озлобленность, агрессивность, асоциальное поведение. Как говорил Г. Полозов, «человек совершает поступки, поступки делают человека». А если поступки привычно плохи, то откуда же взяться хорошему человеку? К 18-20 годам на основе суждений и убеждений формируется мировоззрение, то есть система взглядов на семью, общество, друзей, природу и мир в целом, и это предопределяет весь жизненный путь человека. Если в 10-12 лет ребенок открыт своей генетической природой социальному воздействию, то к 14-16 годам это достигается с трудом, а к 18-20 годам становится порой невозможным. Таким образом, «…характер не родится с человеком, а приобретается им во время воспитания, устанавливаясь окончательно в последующих треволнениях жизни» (Н. Добролюбов).
(Продолжение следует)
Нина ЛОГВИНЕНКО,
психолог
Комментарии