Ну, что за характер! (окончание)
Ну, что за характер! (окончание)
Нучто за характер!
(Окончание. Начало в №23, 25)
Впервые за много лет Марина выбралась на юг. Работа,работа… Некогда было даже подумать о личной жизни. Вот уже 30, а рядом никого,и не потому, что никто не обращал внимания, а все думала: вот закончу кандидатскую,тогда… «Ты бы съездила отдохнуть, доченька», – не раз говорила мать, и –уговорила. И вот Марина в Сочи – красота! Море, пляж. Не успела как следуетоглядеться, как к ней по-пластунски подползает этакий мачо. «Где водятся такиекрасавицы?» – играя улыбкой, произнес он бархатным голосом. Дальше – больше: иволосы-то у нее роскошные, и кожа-то атласная, и руки-то, как у аристократки. «Льститведь мерзавец!» – мелькнуло на задворках здравого смысла. Мелькнуло и исчезло.Отродясь не слыхивала она подобных слов. Ей не раз говорили, что она умница,красавица, но чтобы вот так… «А все равно приятно», – словно споря сама ссобой, подумала Марина, улыбаясь незнакомцу. И закрутилась курортная «карусель»по полной программе. А через две недели их поезда разъехались: его – на север,ее – на восток. Расставание было бурным. Игорь клялся в вечной любви, но,очевидно, забыл об этом, еще не доехав до своего Архангельска. Через два месяцапришло сумбурное послание без обратного адреса, только «главпочта, до востребования».К этому времени она поняла, что мачо способен не только завораживать словами,не только дарить роскошные букеты, но и нечто большее – ребенка. Она написалалюбимому, но ответа так и не дождалась. «Не горюй! – сказала мудрая мама, –дитя – это дар божий!» «Это счастье, что у нас будет внук», – поддержал отец.Но родилась внучка. Более беспокойного создания, наверное, свет не видывал.Крикливая, капризная, она изводила всю семью своими: дай, хочу, не хочу и небуду. Стоило ей встать на ножки, как онаперевернула весь дом: словно вихрь носилась по квартире, роняла и разбивала все,что могла достать. «Ртуть, а не ребенок», – не раз говорил дед, с любовью глядяна маленькую белокурую проказницу. Ляльке исполнилось 4 года, когда вавтокатастрофе погибли родители Марины. Девочку пришлось срочно отдавать вдетский сад. Сколько нареканий приходилось выслушивать каждое утро, когда онаприводила дочь. «Это не ребенок, а торнадо». Смышленая не по годам Лялька, какгубка впитывала все услышанное и увиденное. Как-то сама по себе научиласьчитать, считать. При школьной «сортировке» сразу попала в класс с усложненнойпрограммой. Училась «скачками»: то нахватает двоек, то за короткий срокнаверстает упущенное. А про дисциплину лучше не вспоминать. Учительница химиивтайне радовалась, когда Лялька отсутствовала. По крайней мере, можно было спокойновести урок, не опасаясь, что в классе вспыхнет пожар. «Это не девочка, асплошное стихийное бедствие, – не раз говорила «классная» на родительскихсобраниях. – Вам бы побольше времени уделять дочери». Побольше времени! Но гдеего взять? Научная работа требовала отдачи, съедая большую часть суток. Лялькаросла, как бог на душу положит, но школу все-таки закончила неплохо. А вотдальше застопорило. Хотела в театральный податься – не прошла, «талантамаловато». Днем валялась на диване, вечерами «отрывалась» на дискотеках. Прошелгод, а Ляльку уже ни один вуз не устраивал. Ее душа взывала к чему-то возвышенному,а тут ей предлагают сплошную прозу: учитель, инженер, экономист… Фи!.. ЗнакомыйМарины предложил устроить Ляльку к нему в лабораторию. От такой новости Лялькуаж передернуло. Но, познакомившись с Олегом Петровичем, вдруг согласилась. Аларчик просто открывался. Олегу – сорок с небольшим, разведен. К тому же красиви строен, как юноша. Не успел он и глазом моргнуть, как оказался в эпицентреЛялькиного «торнадо». Марина честно пыталась отговорить его от «роковой ошибки»,но, как говорят, седина в бороду … Лялька ждала ребенка. Ей повезло больше, чемматери. Олег Петрович женился на ней. От первого брака у него не было детей, ион втайне молил бога, чтобы родился сын. Бог услышал его молитвы и послал сразудвух: Мишку и Сашку. Что такое ад, счастливый отец узнал, когда жену с близнецамивыписали из роддома. Дети часами орали наперебой: один замолчит – другойначинает. Лялька как-то незаметно всю заботу о них переложила на мужа. К тремгодам мальчики стали точной Лялькиной копией в этом возрасте и так утомили ее,что она решила уйти от мужа, а сыновей разделить. Измотанный Олег Петровичпочел за благо такой вариант. Купил Ляльке и Мише квартиру, а Сашу оставил усебя.
Воспитанием внука занялась бабушка – мать Олега,женщина спокойная, уравновешенная, сумевшая наладить контакт с ребенком. Сашастал спокойнее, не было проблем в детском саду. Были иногда «заскоки» в школьныегоды, но отец не наказывал за них. Он рано пристрастил сына к путешествиям и всесвободное время проводил с ним. Олег Петрович так и не женился больше. Были вего жизни женщины, но сын относился к этому с пониманием. А Миша? Лялька нашласебе «богатенького Буратино», уволилась из института и уехала с ним в другойгород, а про Мишу благополучно забыла. Нет, она не бросила его, не выгнала издома. Просто жила сама по себе, а сын рос, как сорная трава у дороги. КогдаЛяльке было плохо, она срывала зло на нем. «Если бы не ты, я бы…» ДоставалосьМише и от «Буратино». В 16 лет он связался с компанией таких же отверженных,стал курить, пить, воровать деньги у матери и отчима, за что не раз был бит.Потом пьяная драка подростков. Кого-то покалечили и всю вину свалили на Мишу.Четыре года колонии и сломанная жизнь. Лялька скрывала от «бывшего» неладное ссыном. Олег Петрович узнал об этом от своих знакомых, но было уже поздно.
Я неслучайно вспомнила эту историю. Одна семья, двоеблизнецов, унаследовавших от матери холерический темперамент, а какие разныесудьбы! А все дело в воспитании. Олег Петрович и его мама своей любовью,терпением смогли уравновесить характер мальчика и его кипучую энергию направитьв нужное русло, чего не смогла или не захотела сделать Лялька. Воспитанный встиле «золушка» Миша озлобился, стал агрессивным и неуправляемым.
Такое воспитание вредно не только для холерика, но идля меланхолика. Ребенок привыкает не проявлять себя, в школе тянет из последнихсил, чтобы дома не наказывали. Часто становится «козлом отпущения» в классе. Вовзрослой жизни – это забитый не способный на самостоятельные решения человек.Даже сангвиник может дать реакцию протеста и вскользнуть в асоциальное поведениеи алкоголизацию. И только флегматика ничем не прошибешь. Он либо рано уйдет изсемьи и будет самостоятельно строить свою жизнь, либо станет таким тираном,когда вырастет, что родителям «мало не покажется».
Не менее уродливо воспитание по типу «кумир семьи».Восторги, умиление, выискивание несуществующих талантов приучают быть в центревнимания. Холерики, если не получают этого, начинают добиваться любым способом,вплоть до асоциальных поступков. Пусть ругают, но только не оставляют взабвении. Дети вырастают конфликтными, неуживчивыми, эгоистичными. Даже усангвиника такая любовь-умиление может завысить уровень притязаний и привести кистероидному развитию личности. Флегматика таким воспитанием не испортишь, нодо известных пределов – иначе можно получить ленивого увальня и тунеядца.Только меланхолику оно даст уверенность в своих возможностях.
Нередко из-за болезни ребенка в семье излишне опекают,не позволяют и шагу сделать самостоятельно, лишают общения со сверстниками.Холерику это до некоторой степени полезно, но чрезмерная забота о его здоровьеможет сделать из него ипохондрика – вечно страдающего и требующего особоговнимания к себе; меланхолика окончательно лишит самостоятельности; сангвиникможет превратиться в меланхолика, а вот флегматик может взбунтоваться и датьреакцию протеста. Однако чаще всего в наше время дети предоставлены сами себе.И тут все зависит и от самого человека и от окружения. Меланхолик может обрестижизненный опыт и стать самостоятельным. Сангвиник либо сам выберет себе цель вжизни и будет идти к ней, либо станет неуправляемым, что чревато алкоголизациейи асоциальным поведением. Холерик может уравновеситься или окончательно статьнеуправляемым. И только флегматик останется самим собой.
Конечно, все сказанное – это только вероятностный прогноз.Поскольку в чистом виде темпераменты встречаются не так часто и в каждомчеловеке присутствуют черты всех четырех, то умелым воспитанием можно сгладитьнежелательное и развить желаемое в характере человека. И тогда не придетсяудивляться, в кого уродились сын или дочь и восклицать: «Ну что за характер!»
Нина ЛОГВИНЕНКО,
психолог (3-32-58-19)
Комментарии