Несадовский ребенок
Несадовский ребенок
Моему ребенку почти три года. В сад начали ходить осенью. До Нового года все было спокойно. Потом стали болеть. В марте-апреле почти три недели дочь была дома. А после болезни постоянные истерики. Никаких аргументов в пользу сада слышать не хочет. Да еще бабушка подливает масла в огонь – зачем мучаем ребенка. Постоянно говорим с дочерью о садике, даже с куклами играем в него, но ничто не помогает ребенку принять необходимость ходить в сад. Я и сама начинаю сомневаться. Может быть, дочь действительно несадовский ребенок? Есть желание взять отпуск до сентября, но опасаемся, что и в сентябре ребенок не захочет идти в сад. Что тогда делать? Пока решили ходить до обеда.
Видимо, у Вас нет твердой уверенности в том, что сад – необходимая часть жизни ребенка. Вы видите, что дочь страдает, сопереживаете ей, ребенок чувствует это и начинает прогибать ситуацию в свою пользу.
«Ребенок не воспринимает аргументов» – обычно это означает, что взрослые доносят малышу какую-то информацию, которую он предпочитает игнорировать. Причем в донесении этой информации они неоднозначны. Например, бабушка работает, поэтому с ней остаться нельзя – даже мысли, что с этим можно что-то сделать, не возникает при сухой констатации факта. Значит, здесь не констатация факта, а нечто другое. Возможно, демонстрация страдания бабушки по этому поводу: мне тоже очень хочется остаться с тобой, но я должна идти на эту мерзкую работу. Тогда первая реакция ребенка: бабушка, ты же взрослая, можешь делать то, что хочешь, не ходи на работу, если не хочешь, если она тебе так не нравится, останься со мной, это же лучше. И тогда бабушка оказывается в ловушке: надо либо остаться, либо расписаться в несостоятельности – я вынуждена ходить на мерзкую работу, несмотря на то, что я взрослая (использую слово «мерзкая» для усиления, эпитеты могут использоваться и более мягкие). И говорить, что ребенок не воспринимает аргументов, – это способ в такой ситуации сохранить лицо, не признавая своего участия в создании ситуации.
С бабушкой есть смысл договориться, чтобы она делилась своими сомнениями о необходимости внучки посещать сад без нее.
Для ребенка, не достигшего трех лет (да и для дошкольника вообще) несколько месяцев – целая жизнь. Да и в развитии ребенка за лето произойдет значительный скачок – дети летом быстрее растут и развиваются: физически, психологически, эмоционально, в речи, как правило, происходит прорыв. Следовательно, в сентябре это будет совсем не та маленькая девочка, как сейчас, а значительно более взрослая и решительная.
Сейчас у ребенка что-то вроде аллергии на детский сад. Она даже названия слышать не хочет. Тогда пусть отпуск будет на самом деле отпуском. Она не ходит в сад, и говорить о нем не нужно.
Иначе происходит следующее: физически ребенок не в саду, он рядом с Вами, а психологически, благодаря Вашим сомнениям и постоянным разговорам о саде, она как будто там, во всяком случае готовится туда пойти. Вспомните свои ощущения, когда Вы записаны на неприятную процедуру к доктору через несколько дней, процедура сама по себе неприятна, но нужна, а кто-нибудь из близких постоянно напоминает о ней: тебе надо, ты будешь здоровее, конечно, не особенно приятно ее проходить, но ты же понимаешь. Ни на секунду Вы не можете от этих мыслей отвлечься.
Поэтому пусть отпуск будет отпуском. А когда Вы вернетесь, отдохнувшие и посвежевшие, решение может прийти само собой. Проблема окажется совсем не такой значительной.
А. Бердникова, психолог
(тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии