Народная кукла: урок истории для самых младших
Народная кукла: урок истории для самых младших
Народная кукла: урок историидля самых младших
Предлагаем вашему вниманию цикл статей о народнойигрушке – почти забытой, но, тем не менее, живой и милой сердцу любогочеловека. Опытные мастера расскажут вам, как изготовить игрушку для своегомалыша, и в этом процессе самому прикоснуться к истории, традиции. Перваястатья цикла – о тряпичной кукле-«кормилке».
Мир народной куклычрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всебогатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла изповседневного быта. Текстильная кукла (а именно о ней пойдет речь в этойстатье) стала предметом коллекционирования, объектом эстетическихэкспериментов, одним из средств самовыражения. Другими словами, в куклыпринялись играть взрослые.
Детская кукла, предназначенная для игры, а неэкспонирования, претерпела в современной культуре любопытные изменения.Во-первых, у нее появилось тело: если раньше кукла составляла единое целое сосвоим костюмом, и тела ей не полагалось, то сейчас куклу можно раздевать иодевать заново. Во-вторых, у нее появилось лицо: в народной традиции у куклы –неодушевленного предмета – лица быть не должно. Да, да! Традиционная куклазагадочно взирает на нас пустотой белого полотна из-под платка. Считалось, чтоесли нарисовать кукле глаза, нос и рот, то у нее появится душа, а этого кукле(оберегу по происхождению) как раз и не требовалось. В-третьих, куклу не шили,а мастерили из лоскутков, кудели, бересты и палочек. При изготовлении куклынельзя было пользоваться ножницами, иглой, ножом: ткань нужно было отрыватьруками, а палочки отламывать. Считалось, что режущие и колющие инструментымогут причинить вред владельцу куклы.
Можно счесть эти правила мудростью или суеверием.Можно отнестись к ним как к традиции и дать своему ребенку возможность поигратьс куклой, которая сама – кусочек прошлого, истории.
Среди разнообразия народных тряпичных кукол –«пеленашек», «бессонниц», «крупеничек» и многих других – есть особый вид:куклы-«кормилки», которые выражают образ замужней женщины, кормящей матери.Одна из них – вепсская кукла (названа по имени народности вепсы). О том,как ее изготовить, рассказывает мастер Алиса Львовна Дьячкова:
– Для вепсской «кормилки» потребуются следующиематериалы:
- 1 белый х/б лоскуток 20х20 см – для рубашки;
- 3 цветных х/б лоскутка 15х15 см – для сарафана;
- полоска х/б ткани или ленточка – для косынки;
- 1 цветной х/б лоскуток 15х15 см – для платка;
- лоскут 4х7 см – для передника;
- х/б нитки красного цвета – для связываниядеталей;
- шерстяные нитки двух цветов – для пояса;
- вата или синтепон – для набивки.
Если вы в точности следуете традиции, то лоскуты ткании нитки нужно отрывать руками. Изготовление «кормилки» сводится к шести этапам:
1. В середину белого лоскута положите плотно скатанныйкомочек набивки, обтяните его тканью и обмотайте красной ниткой. Получитсяголова.
2. Расправьте уголки лоскутка по диагонали, загните ихвнутрь и перевяжите нитками, сформировав ручки.
3. Перемотайте свободные концы лоскутка так, чтобыполучилась талия куколки. Талия должна быть достаточно высоко, но ручки приэтом должны быть свободными.
4. С двумя цветными лоскутками (для сарафана)поступите так же, как с головой – получатся груди. Оба шарика примотайте кталии куколки, а сзади прихватите третий сарафанный лоскут, сложив его поперекпополам. Перематываем вокруг талии и крест-накрест между грудей. Сарафанчикготов.
5. Из двух шерстяных ниток делаем поясок: их можноскрутить или, взяв третью нить, заплести косичкой. Длина нитей для пояска – 50-60 см, чтобы хватило привязатьпередник. Передник прикладываем к куколке, подняв его вверх, подвязываемпояском, затем отгибаем и повязываем концами пояска. Пояс завязывается двойнымузлом слева сбоку.
6. Сложенной пополам полоской ткани (или лентой)обтягиваем голову куклы, сзади завязываем узлом. Затем, поверх косынки,повязываем платок «по-бабьи»: концы платка скрещиваем под подбородком изавязываем сзади двойным узлом. Из-под платка должна быть видна косынка.
Вепсская кукла-«кормилка» готова. На ее примере можноинтересно и наглядно рассказать ребенку о том, как одевались его предки сотнилет назад, какой смысл придавали одежде.
Обратите внимание на костюм куклы. Он состоит изрубашки (она же тело), сарафана, передника, пояса, косынки и платка. Все деталикостюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего,русский женский костюм не должен был подчеркивать формы тела: каждая женщина внем была красавицей, статной и дородной. Рубашка по вороту, подолу и низурукава украшалась вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу черезотверстия в одежде. У нашей куклы роль вышивки выполняет красная нитка.
Сарафан, который мы считаем неотъемлемой частьюрусского женского костюма, появился только в XVI веке. Доэтого времени «сарафаном» называли княжеское мужское одеяние, укрывавшее всюфигуру. Женщины носили сарафан с передником, который защищал одежду отзагрязнения и прикрывал ее неукрашенные части.
Важной частью женского костюма был головной убор.Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзяносить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение «опростоволоситься» – оказаться налюдях с непокрытыми волосами, то есть в неловком положении. У нашейкуклы-«кормилки» волосы как бы сперва прикрыты косынкой, а затем повязаныплатком. Это повседневный вариант головного убора – праздничный убор обычно былочень сложным и состоял из 5 и более элементов.
Не менее важной частью костюма был пояс. Женщинызавязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны. На пояс подвешиваликошельки, ключи и другие мелкие предметы, ведь карманов на сарафане не было –их изобрели гораздо позже. Кроме чисто практической функции, пояс служилоберегом – охранял тело женщины от проникновения злых сил. Ходить без поясасчиталось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающимобразом, говорят, что он «распоясался». Пояса бывали ткаными и вышитыми. Крометрадиционных орнаментов, на поясах могли быть вышиты (вытканы) молитвы илипожелания носящему пояс.
Такой вот несложный урок истории и этнографии дает наммаленькая вепсская кукла, не говоря уже об удовольствии мастерить ее и держатьв руках.
Евгения ЛУНДИНА.
При написании статьииспользовались материалы книги А. и И. Котовых «Русские обряды итрадиции», а также журналов «Чудесные мгновения: традиционный костюм».
Комментарии
хххммм