Мне дороги мои воспоминания
Мне дороги мои воспоминания
Мне повезло родиться 19 ноября 1937 года и начать жить в будущем Академгородке на втором разъезде (станция «Сеятель»). Родители были железнодорожниками, и отцу – дежурному по станции – дали жилье. Я собирался продолжить его дело и, окончив железнодорожное училище №2, пару лет занимался осмотром пассажирских поездов на Главном вокзале Новосибирска. Отслужив в армии в Бресте, вернулся на родину, хотя была возможность остаться на сверхсрочную, – командир части уговаривал всех сержантов. Не удержали там ни прекрасный мягкий климат, при котором хорошо росли картошка и груши, ни отзывчивые белорусы, с которыми у нас, военнослужащих, были творческие и спортивные встречи.
Многим повезло определиться в жизни в городе науки, и мне в частности. Старший брат, работавший в отделе главного энергетика Института гидродинамики АН СССР, сразу повел меня в отдел быстропротекающих процессов (ОБПП). Там я впервые увидел импульсные водометы (ИВ). Одни уже были готовы к эксплуатации, другие находились на этапе сборки. Тогда появилась уже четвертая модель – ИВ-4. После собеседования с руководителем Николаем Оленьковым меня определили в помощники к опытному специалисту Сергею Николаеву. Параллельно перевозили оставшееся оборудование из Золотой долины к «вспомогательному» зданию, где располагался ОБПП.
Отдел, которым заведовал Богдан Вячеславович Войцеховский, в то время состоял в основном из ученой и учащейся молодежи из разных мест Советского Союза. В темп работы этого коллектива я быстро вошел, и в моей жизни тоже всё закрутилось. Глядя на энергичных сотрудников, продолжил учебу в НЭТИ, а в выходные дни отстаивал спортивную честь Института гидродинамики в соревнованиях, которые тогда проходили очень часто.
Не было и дня, чтобы мы не демонстрировали импульсные водометы гостям Академгородка. Приезжали зарубежные важные бизнесмены из разных стран, руководители и представители многих ведомств нашей страны. Особенно запомнился веселый старший лейтенант – космонавт Герман Титов – с группой из космического центра. Все эти исторические моменты запечатлел на фотопленку Рашид Ахметов, который постоянно присутствовал при встрече делегаций с академиком М.А. Лаврентьевым.
Со следующей моделью ИВ-6 под руководством Вадима Никитина «прошивали» медь около 100 мм и крушили «глыбы» гранита. Представители Севера тогда хотели использовать импульсные водометы для разрушения льда. Постоянно чувствовалась заинтересованность в такой технике у предприятий, производство которых связано с пылью при разрушении различных материалов. Недаром Михаил Алексеевич предложил создать пояс внедрения разработок институтов в народном хозяйстве через специальные конструкторские бюро (СКБ).
Первым было специальное конструкторское бюро гидроимпульсной техники (постановление Совмина РСФСР №352 от 18 марта 1964 г.). Там изготовили нашедшую мировое признание технику высоконапорных струй, сверхмощные ударные устройства, эффективное прессовое, а также предназначенное для обработки материалов взрывом оборудование. И даже дождевальные установки для сельского хозяйства.
Об этом должна быть памятная табличка на главном корпусе констукторско-технологического филиала Института гидродинамики им. М.А. Лаврентьева (КТФ ИГиЛ, ранее СКБ ГИТ), считают ветераны. Тем более что в 1975 году, в последний год своей активной трудовой деятельности, академик М.А. Лаврентьев работал начальником СКБ ГИТ, а главным конструктором был его талантливый ученик Б.В. Войцеховский.
В. Желонкин,
заслуженный ветеран СО РАН
Комментарии