Лучше поздно, чем никогда
Лучше поздно, чем никогда
В №35 «Навигатор» опубликовал материал «Академгородок сохранит свое лицо» о публичных слушаниях, которые прошли 29 августа. Это был пример того, как важно вовремя считаться с общественным мнением и принимать решения в интересах людей.
Последние пять лет в Академгородке остро чувствуется противостояние общественности, СО РАН и властных структур. Одни стараются сохранить лесные массивы, другие – выкроить внутри зеленых зон участки для застройки под благовидными предлогами развития.
Палки в свои колеса
В декабре 2007 года на публичных слушаниях был принят, а затем утвержден городским Советом депутатов Генеральный план развития Новосибирска. Он предусматривал развитие нашего района в восточном направлении, вдоль автодорог на Ключи и Морозово. Благодаря их строительству были созданы предпосылки для дальнейшего комплексного развития Городка. Мэрия даже определила новые границы Новосибирска и района. Однако областная администрация не согласилась с реализацией Генплана. Хотя для дальнейшего освоения этих территорий к поселку Ложок прирезали 270 га.
В мае 2006 года во время посещения Новосибирска премьером Д. Медведевым была провозглашена концепция создания на сибирских территориях малоэтажных поселков. Общественники предложили таким же образом решать жилищную проблему и в Академгородке. По этому поводу были направлены письма лично Медведеву. Однако первые результаты появились лишь в 2012 году: застройка близ поселка Ложок (4 сентября сотрудники технопарка стали заселяться в доходные дома); по заданию фонда РЖС разработан, скорректирован по требованию общественности и утвержден проект поселка Каинская заимка; по инициативе М. Минина строится поселок Университетский; заявлен поселок Семигорье.
Тем не менее, из-за отсутствия комплексного подхода и единого руководства освоение территории, на мой взгляд, проводится не эффективно. Прежде всего, не расширяется транспортная сеть, не учитывается пропускная способность построенной в 2000-2001 гг. автодороги Академгородок – Ключи. С ней должна соединиться магистраль Каинской заимки (где поселится около 5000 жителей) шириной 40 метров и трасса, ведущая в поселок Ложок. Ширина автодороги на Ключи не более 10 метров, а улицы им. Ржанова (Институтской) перед выездом на проспект Академика Лаврентьева – не более шести метров! Кроме того, из-за безграмотного строительства коммуникаций к поселку Ложок (с левой стороны от дороги на расстоянии трех метров проложен газопровод, с правой – коммуникации) расширение автодороги невозможно. А другая транспортная система выезда из этих поселений не предусматривается, не проектируется и, соответственно, не строится. Это обязательно создаст проблемы в недалеком будущем.
Наученные горьким опытом
В 2006-2007 гг., несмотря на возражения общественности, под производственные корпуса компании «Чистая вода» было вырублено более 3,5 га добротного леса; произведено перезонирование лесных территорий Академгородка площадью около 136 га под строительство технопарка, НГУ, торгово-развлекательных заведений и жилья. Больших усилий стоило общественникам добиться переноса первой очереди технопарка на улицу Инженерную и придания Академгородку статуса выявленного объекта культурно-исторического наследия. Но в силу чьего-то недопонимания и политической близорукости Городок, будучи «визитной карточкой» Новосибирска и России, этого статуса лишился (надеюсь, временно).
Благодаря тому, что идею сохранения облика и окружающей среды Академгородка поддержали новое руководство СО РАН, его председатель академик А. Асеев, академик И. Жимулев и главный ученый секретарь, академик, депутат горсовета Н. Ляхов, общественность, наконец, услышали. 28 мая этого года состоялись публичные слушания, а 27 июня на сессии Совета депутатов Новосибирска ряду лесных участков Академгородка вернули их «зеленый» статус, перевели из зон многоэтажной жилой застройки и общественно-делового назначения в природную зону Р-1.
Проект планировки научного центра, который разработало ООО «СИАСК» под руководством В. Арбатского, создавался с учетом мнения общественности и президиума СО РАН. Как сопредседатель ОО «Дорога» я на местности ознакомил Валерия Петровича с предлагаемыми для перевода в зону Р-1 территориями, возможностью использования дорог в Ключи и Морозово.
Подготовка к публичным слушаниям проводилась тщательно, было подано 69 предложений. Их подробно рассматривали, большинство в итоге приняли. В том числе предложение по сохранению кедровой рощи, по внутриквартальным зеленым «очагам» и исключению из проекта нескольких дорог, проходящих через лес (районный ландшафтный совет, А. Колонин, Ю. Данилова), по внесению в проект велодорожек (И. Французова), переносу остановочной платформы «Обское море» к переходному мосту у Морского проспекта (Т. Кунина). В определенной мере учтено предложение О. Табунщиковой и Н. Шаминой по лесу между проспектами Лаврентьева, Коптюга и ул. Пирогова, которому придан статус природного ландшафта Р-5 с обязательным обсуждением возможной застройки на общественных слушаниях. В протоколе остались предложения по приданию Академгородку статуса объекта историко-культурного и научного наследия, запуску инновационного электрического транспорта, включая рельсовый, созданию вертолетных площадок и пр.
Не рубить сплеча
Участок в Каинской заимке площадью 153 га, находившийся в бессрочном пользовании СО РАН, передан фонду РЖС. В одном из конкурсных проектов учитывались лыжные трассы, которые проходили здесь в течение 30 лет. Однако комиссия отдала предпочтение проекту сплошной застройки, не взирая на овраги, болота, ценные посадки хвойных деревьев, лыжню. В октябре 2011-го начальник спортивно-оздоровительного отдела УД СО РАН П. Дрожжин вместе с лыжниками и общественниками обратился к фонду РЖС с предложением учесть «Лыжню России» в выполняемом проекте. К сожалению, ответа не последовало, проект сплошной застройки был вынесен на публичные слушания в январе 2012-го. Начались волнения общественности, сбор подписей, пикет, первомайская демонстрация; были направлены обращения в разные инстанции, включая всю вертикаль власти.
Следует отметить, что лыжники и общественность получили на местном уровне полную поддержку и понимание. Депутат Госдумы А. Карелин смог вывести конфликт в конструктивную плоскость, а решение губернатора В. Юрченко поставило положительную точку в этом вопросе. Выделено 36 га рекреационной зоны с сохранением хвойных посадок и 5 км трассы «Лыжня России». Проект поселка переделан.
Нет худа без добра: появилась потенциальная возможность создания круглогодичного регионального спортивного комплекса; будет более полно удовлетворено желание молодых ученых жить в коттеджах: в новом проекте их стало 726 вместо предлагавшихся ранее 400.
Умение конструктивно взаимодействовать и вдумчиво прислушиваться к общественному мнению позволяет существенно сократить сроки и повысить качество принимаемых решений, сэкономить силы и здоровье людей. В настоящее время ждут решения застоявшиеся вопросы присоединения к Академгородку восточных территорий и наведения на них порядка, возможного разделения на Левобережный и Академический районы или даже более радикальное изменение – создание наукограда.
Лучше поздно, чем никогда.
Лев ШЕПЕЛЯНСКИЙ, сопредседатель ОО «Дорога»
Комментарии