Лить или не лить
Лить или не лить
Полив – одно из основных условий успешности садоводства и огородничества в Сибири. С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в закон «О недрах». Те участки недр, где подземные воды добываются в объёме менее 500 куб. метров в сутки (это относится и к садоводческим товариществам), переданы в ведение субъектов Российской Федерации. Правом лицензирования потребителей подземных вод наделён департамент по природным ресурсам и охране окружающей среды Новосибирской области. Он же уполномочен на плановый контроль за недропользователями в сфере добычи подземных вод и исполнением лицензионных соглашений.
Федеральный закон «О недрах» принят 21 февраля 1992 года. В соответствии с ним участки недр предоставляются в пользование для добычи подземных вод по лицензии. Она выдавалась на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления государственным фондом недр. Многие садоводческие товарищества получили лицензии на водопользование в 1990-х годах. Срок их действия (20 или 25 лет) завершается, и разрешения следует возобновлять.
Согласно ст. 7.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ от 30.12.2001 г. «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением лицензий… влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 800000 до 1000000 руб.» Лицензия на добычу воды из одной скважины (её геодезические координаты указываются в документе) не даёт права на водозабор из нескольких скважин. Если же их эксплуатируется или проектируется к бурению несколько, следует единоразово оформлять лицензию не на каждую скважину отдельно, а на весь водозабор.
Что, где, почём
Для возобновления лицензии надо правильно определить целевое назначение добываемой воды. В соответствии со ст. 10 ФЗ «О недрах» и постановлением правительства НСО №334-П от 8.09.2015 предусматривается три вида её использования: питьевое и хозяйственно-бытовое водопотребление, технологическое обеспечение водой объектов промышленности, обеспечение водой объектов сельскохозяйственного назначения. Садоводческие товарищества подпадают под первый вид.
Для лицензирования добычи воды необходимо:
1. Подготовить пакет документов на право пользования недрами. Его можно сформировать самостоятельно на основании перечня, полученного в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО (Красный пр-т, 25, офис 445), либо с привлечением специалистов. Мы обращались в ближайшую специализированную организацию – ООО «Новосибгеомониторинг» (г. Бердск, пос. Новый, ул. Новосибирская, 3). Стоимость работ – 60 тыс. руб.
2. Изготовить проект организации зоны санитарной охраны скважинного водозабора подземных вод. В соответствии с новыми требованиями он нужен и для действующих скважин, введённых в эксплуатацию много лет назад. Проектирование требует выезда на место, обследования условий эксплуатации работающих скважин и земельного участка для размещения проектируемых. В ООО «Новосибгеомониторинг» стоимость проекта – 80 тыс. руб.
Действующая скважина должна находиться в закрытом гараже, быть снабжена системой учёта объёма воды для достоверного расчёта налога за пользование недрами. Прилегающую территорию следует освободить от растительности, хлама, мусора. По нормам СанПиН 2.1.4.1110-02 «Питьевая вода. ...Зоны санитарной охраны источников водоснабжения... Санитарные правила и нормы» зоны санитарной охраны организуются в составе трёх поясов. Первый пояс (строгого режима) – защита водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения. Его границы устанавливаются при использовании защищённых подземных вод на расстоянии не менее 30 метров от крайних скважин водозабора. Наличие первого пояса санитарной зоны обязательно, и правлениям СНТ, которым пора обновлять лицензию, не следует рассчитывать на фальсификацию материалов обследований водозаборов. Если СанПиНы нарушены, проект организации санитарной зоны могут отклонить, а лицензирование добычи воды приостановить.
3. Передать проект организации зоны санитарной охраны в Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области (ул. Фрунзе, 84), с которым заключается договор на проведение экспертизы документа. Стоимость – около 20 тыс. руб., заключение выдаётся через месяц.
Для лицензирования скважины проводятся пробы воды – радиологический, бактериологический, санитарно-гигиенический и химический анализ (на соли основных минеральных кислот и металлы, в том числе тяжёлые). Стоят отбор и анализ проб около 20 тыс. руб. с одной скважины. В экспертном заключении будет указано, соответствует ли вода требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды ... питьевого водоснабжения…». Совет правлениям: до отбора проб прокачайте скважину до полной прозрачности воды.
4. Передать документы, подготовленные Центром гигиены и эпидемиологии, в Роспотребнадзор (ул. Челюскинцев, 7а) для получения санитарно-эпидемиологического заключения. Оно выполняется на безвозмездной основе. Время рассмотрения заявки – до одного месяца.
5. Заключения Центра гигиены и эпидемиологии и Роспотребнадзора передать в организацию, с которой заключен договор на получение лицензии для СНТ. Также предоставляются:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) давностью не более 14 дней;
- копия решения о государственной регистрации СНТ;
- копия свидетельства о внесении товарищества в ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе с указанием ИНН налогоплательщика;
- копии учредительных документов (устава, учредительного договора);
- справка об открытии банковского счёта;
- копия бухгалтерского баланса за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии;
- справка налогового органа об отсутствии задолженности заявителя по оплате налоговых платежей, а также платежей за пользование недрами;
- данные о наличии собственных, в том числе привлечённых, средств на осуществление пользования недрами (выписка/справка с расчётного банковского счёта);
- копия правоустанавливающего документа на земельный участок под действующими и проектируемыми скважинами (без оформления земельного участка создание и эксплуатация объектов недропользования не допускаются, и в выдаче лицензии на пользование недрами может быть отказано);
- выписка из протокола о подтверждении полномочий лица, представляющего товарищество;
- квитанция об оплате госпошлины за получение лицензии в размере 7500 руб.;
- копии приказа о приёме на работу и документа об образовании, подтверждающего квалификацию специалиста по обслуживанию скважин;
– заявление в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды НСО на выдачу лицензии с указанием целевого использования воды.
Мало не покажется...
Нетрудно посчитать, что на получение лицензии потребуется минимум полгода и не менее 200 тыс. руб. Так что тянуть не стоит. Представляется, что в силу ст. 21 Федерального закона №66 «О садоводческих … объединениях граждан» вопрос о получении новой лицензии на добычу воды следует внести в повестку дня ближайших общих собраний СНТ. Если санитарная зона водозабора не соответствует СанПиНам или нет правоустанавливающих документов на земельный участок в зоне водозабора, эти вопросы следует решать в первую очередь.
СНТ «Надежда-3» стало первым в НСО обладателем лицензии на водопользование нового образца, с действием до 2040 года. Пока её получали, не раз задумывались, лить или не лить, – столько нервов, времени и средств поглотила эта процедура.
Людмила ЛАЗАРЕВА,
председатель ассоциации «Академ-сады»,
председатель правления СНТ «Надежда-3»
Фото из открытых источников
Комментарии
- не требуется оформления лицензии на водохозяйственную скважину в случае потребления воды не более 100м3 в сутки (4м3 в час).
Требования и ответственность за правила использования и содержания есть.
- собственники скважины обязаны:
1) соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды;
2) не допускать загрязнения подземных вод через принадлежащие им колодцы и скважины обеспечив качественное исполнение как скважины, так и водоохранной зоны;
3) в случае прекращения пользования водохозяйственной скважиной произвести ее качественную консервацию.
4) Кoнтроль за качеством воды в бытовых колодцах и скважинах индивидуального пользования осуществляется органами государственного потребительского надзора в соответствии с требованиями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников") по разовым заявкам индивидуальных пользователей за счет собственных средств.
Одним из актуальных является вопрос о том, являются ли садоводческие и огороднические объединения граждан, имеющие на своей территории собственную артезианскую скважину и добывающие на основании лицензии на водопользование подземную пресную воду, плательщиками платы за пользование водными объектами.
В этой связи следует отметить, что с 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.2 «Водный налог» НК РФ. В соответствии с п.п. 13 п. 2 ст. 333.9 Кодекса забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, которые находятся в собственности граждан, объектом обложения водным налогом не признается.
Таким образом, с 1 января 2005 г. садоводческие некоммерческие товарищества плательщиками водного налога не являются.
Подземный водный объект — термин, используемый в Водном Кодексе для обозначения бассейнов подземных вод и водоносных горизонтов.
Об этом Письмо ФНС России от 10.05.2012 N ЕД-4-3/7611@.
Предоставление лицензий на пользование участками недр с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических нужд регламентируется
В соответствии с п. 4 Порядка при получении лицензии ЗАЯВИТЕЛЬ должен предоставить сведения о целевом назначении использования подземных вод и обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития (расчет водопотребления).
Недропользователь в пределах предоставленного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод для указанных в лицензии целей
Ну и по порядку. Не стоит фантазировать.Для Джули. Где это написано? Заявку на недропользование подает садоводческое объединение. Даже если этот горизонт используется другим недропользователем для питьевого водоснабжения, то нет запрета использовать этот горизонт для поливного водоснабжения или как написано в НПА " водоснабжения объектов сельскохозяйственного назначения" Если у Вашего СНТ ВРИ установлен "для садоводства", а уж если земли сельхозназначения, то вопросов оформления лицензии для объектов сельхозназначения не возникнет.
Обществам со скважинами надо чесаться , и закладывать реально 2 года. Это жуткие заморочки. Особенно с аналитикой.
Тот же департамент по природным ресурсам НСО спускает Сибгеомониторингу ежегодно план и финансирование на ревизию субъектов недропользования, в том числе на 10-20 садовых обществ. Если нет лицензии, взятки не помогут - сейчас не берут, боятся.
система питьевого водоснабжения - централизованная и нецентрализованная система питьевого водоснабжения;
централизованная система питьевого водоснабжения (водопровод общего пользования) - открытый для общего пользования комплекс устройств и сооружений для забора, подготовки, хранения питьевой воды, ее подачи к местам расходования;
нецентрализованная система питьевого водоснабжения - открытые для общего пользования устройства и сооружения (колодец, скважина, водоочистная установка и другие) для забора и подготовки питьевой воды без подачи ее к местам расходования;
При внимательном рассмотрении если расматривать членов СНТ как потребителей это явно централизованная система. Если СНТ как юрлицо единый потребитель, то нецентрализованная.
В СНТ водоснабжение с использованием подземных водоисточников ДЛЯ ПОЛИВА гл. 25.2 "Водный налог" НК РФ. В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, которые находятся в собственности граждан, объектом обложения водным налогом не признается. А вот питьевое водоснабжение не входит в норму Закона и может вызвать сомнения у налоговиков например далее при какой либо жалобе от садоводов на размер взноса и региональные тарифные организации могут подтянуться. Посмотрите ст.8 ФЗ-66 и положение о договоре с индивидуалом. Обеспечение водой на возмездной основе. Сложно будет определиться что есть пользование инфраструктурой (трубопровод) и вода поступающее по трубе (водоснабжение) Вода доставляется по ТРУБОПРОВОДУ, то есть централизованно. Гляньте еще в изменения в измененную главу 4 ГК. То что садоводческие ОБЪЕДИНЕНИЯ (про общества не наслышан) это юрлица никто не оспаривает. Но смотреть и читать, итем болене думать нужно чуть дальше. Сейчас объединения (СНТ, ДНТ) это в большинстве объединения собственников (не пользователей) и практически пришли к ТСН (товарищество собственников недвижимости) и где гарантии что обеспечение собственников участков как членов так и индивидуалов питьевым водоснабжением завтра кем нибудь не признается объектом налогообложения. Все моменты этого налицо. Вот с поливным водоснабжением все проще. И лицензирование и само водопользование и менее строгие санитарные нормы. Даже лабораторный анализ на воду по 7 показателям стоит 3-3,5 тысячи. Нужно членов ассоциации предостеречь от необдуманных и усложненных действий, а не отстаивать правильность пройденного крайне усложненного пути. Никто не может обязать лицензирование питьевого водоснабжения, а вот поливное проще и дешевле по сути и процедуре.
Впрочем, исконно русская диагностика "пока петух в ... не клюнет" - в действии.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"
Статья 31. Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию
1. К регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:
1) холодное водоснабжение, в том числе:
Рекомендации: Получать лицензии на поливное водоснабжение объектов сельхозназначения, предупреждать граждан что вода поливная, Взносы лучше собирать на компенсацию затрат СНТ по организации поливного водоснабжения. Если потребляете воду для нужд СНТ как единого пользователя, то внутреннее потребление Водным кодексом и Законом о недрах не накладывает ограничений, за исключением необходимости лицензирования водопользования из подземных источников и дает налоговые льготы. Если вы вдруг обозначите деятельность СНТ как оказание услуг по централизованному водоснабжению граждан , Закон потребует лицензии на централизованное водоснабжение, Налоговый кодекс установит плату за водопользование, а регулируемое ценообразование вменит обязанность утверждения тарифа в государственных органах по ценообразованию.