Ленивая малышка
Ленивая малышка
Моей дочери два с небольшим года. Недавно начали ходить в бассейн, где с ней занимается инструктор. Дочь его во время занятия почти не слушает, задание выполняет только когда ей хочется дотянуться до привлекательной игрушки. Сейчас девочка все чаще отказывается идти в бассейн, хотя всегда любила воду. Недавно предложила ей в ванне те же упражнения, что и в бассейне, но она отказалась. Я вспомнила, что когда дочери было несколько месяцев, массажистка заметила, что она у нас ленивая. Инструктор тоже говорит, что ребенок ленится. И чем больше наблюдаю за дочерью, тем больше замечаю в ней это качество. Что делать и как от него избавиться?
Самое неприятное, чем может закончиться эта история, – ярлыком «ленивая девочка», который приклеится к дочери. Это вредно для развития малыша, потому что когда родители и другие близкие люди считают, что ребенок от природы ленив, отношение к нему меняется. Пока он мал, ему просто не предлагают занятий, которые, как взрослым кажется, малышу будет лень выполнять. Со временем ребенок начинает верить в свою «лень» и сам ограничивает себя в интересах и увлечениях.
Важно прямо сейчас настойчиво избегать называть ребенка ленивым даже в мыслях. Лучше думать, что девочке не достает мотивации, потому что наши представления о детях и определяют отношение к ним, и формируют представления ребенка о самом себе.
Например, ребята идут на каток, а я не пойду, потому что мне вроде как лень должно быть... Или, мама точно знает, что мне лень вышивать крестиком, наверное, это так и есть… Здесь механизм формирования «я»-образа ребенка представлен упрощенно, но в результате длительного повторения определенной характеристики (в нашем случае лени), примерно так и происходит ее присвоение.
Ребенку должно быть интересно то, что он делает. Все его психические функции в этом возрасте непроизвольны, удерживать внимание волевым усилием, делать что-то неприятное малыш может совсем непродолжительное время и под влиянием мощной мотивации. Например, вылечить горлышко, чтобы есть мороженое, или смазать коленку зеленкой, чтобы играть дальше.
Вы говорите о повторении дома упражнений, данных инструктором. Попробуйте вспомнить, насколько интересным было предложение с позиции ребенка, насколько ярким был огонек воодушевления, вспыхнувший в глазах дочери. Ведь если это оказалось не интересной игрой, а рутинной отработкой навыка, то ей не захотелось принимать ваше предложение вовсе не из-за лени, а потому что во время купания были другие, более увлекательные занятия. Например, вымыть голову кукле Маше или намазать собственные пятки маминым скрабом… А уж от «шторма в ванне» мало какой ребенок откажется, а делать это можно разными способами, в том числе и выполняя заданные упражнения.
Чтобы справиться с ленью ребенка, как это ни парадоксально, необходимо сначала поработать со своей. Чем большая фантазия будет проявлена для того, чтобы предложить малышу занятие, тем с меньшей вероятностью он будет лениться.
А. Бердникова,
психолог (тел. 8-913-905-09-40)
Комментарии