• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 13:47 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 4 балла
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Кто остановит жестокость?

    Кто остановит жестокость?


    Кто остановит жестокость?

    Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

    Пифагор

    Говорят, что в Древнем Риме дети считались собственностью родителей, которые могли их продавать, выбрасывать или убивать по собственному усмотрению. Столько миновало столетий с той поры, а что изменилось? Последние годы с телевизионных экранов, газетных и журнальных страниц не сходит информация о жестоком обращении с детьми. Ребенок по-прежнему представляет собой придаток взрослых, которые делают с ним все, что взбредет им в голову. От слуг не требуют такого безграничного послушания, как от ребенка. Никогда правами человека не пренебрегали так, как в случае с детьми, по отношению к которым можно быть безответственным, бросающим их на произвол судьбы, и в своей жестокости не уступать древним римлянам. По закону жестоких родителей лишают родительских прав, а детей помещают в приюты. И нет никакой гарантии, что ребенок снова не попадет из огня да в полымя.

    Татьяна. Впервые я увидела ее в кабинете завуча в одном из детских домов. За столом сидела хозяйка кабинета с перекошенным от злости лицом, а перед ней стояла хрупкая белокурая девочка с отсутствующим взглядом. Время от времени она переминалась с ноги на ногу – видимо, устала от долгого пребывания в напряженной позе. А завуч все кричала и кричала, угрожая сгноить в колонии. Ее раздражало молчание девочки. Наконец, исчерпав арсенал угроз, женщина стукнула кулаком по столу. Девочка вздрогнула, напряглась, и внезапно, словно стрела, пущенная из лука, вылетела из кабинета, крикнув на ходу: «Да пошла ты…» «Ну, погоди, сволочь, – ты у меня еще попляшешь», – в ярости прошипела женщина, хотя знала, что ничем подопечную не проймешь. Девочка прошла такую школу жизни, что каждый содрогнулся бы, читая ее личное дело.

    В семье пили все, но сравниться с главой семейства никто не мог. Отец пропивал все, что можно было пропить, а в состоянии опьянения буквально зверел. Он истязал и жену, и тещу, не щадил и малолетнего ребенка. Погромы устраивал такие, что в соседних квартирах содрогались стены. Вызывали милицию, помещали в медвытрезвитель, но это не помогало. Однажды, когда милиция отказалась выехать и забрать погромщика, мать и бабушка решили проблему по-своему. Они просто убили изверга. Топором, на глазах у ребенка, расчленили его тело и всю ночь упаковывали в сумки, пакеты и прятали в разных местах подальше от дома. Что пережила девочка, вряд ли кто может представить.

    Женщины осуждены на длительные сроки заключения, а девочку определили в детский дом. Сначала в один, а потом, по достижению 14 лет, перевели в другой. Учиться Таня не хотела, ее не прельщала профессия штукатура, и она постоянно сбегала с занятий, за что не раз бывала наказанной. Притеснения и попреки куском хлеба со стороны воспитателей могла терпеть долго, а потом взрывалась, вымещая на беззащитных всю боль, накопившуюся в ее душе. Она не понимала доброго отношения к ней, будто опасалась подвоха. Порой за добро платила черной неблагодарностью: грубила, рвала и выбрасывала подаренные ей новые вещи. Никакой дисциплины девочка не признавала, и от малейшей попытки ограничить свободу лицо ее бледнело, ноздри раздувались, кисти рук судорожно сжимались в кулачки, но… Воспитателей она не трогала, все-таки знала границы дозволенного.

    Последний раз я встретилась с ней года через три в женской колонии, куда приезжала с благотворительной акцией, которую проводило общество «Вера». Я не узнала ее в массе одинаково одетых в серые телогрейки женщин. Она сама подошла ко мне. Это была уже не та хрупкая белокурая девочка. Повзрослевшая, с печатью пережитого на лице, она казалась теперь «пуленепробиваемой». На прощание Таня притулилась к моему плечу и тихо прошептала: «Простите, если можете, за прошлое».

    Бог тебя простит, девочка. Мне ли обижаться на человека и без того обиженного судьбой, пережившего такую жестокость, которая может присниться только в кошмарном сне.

    Жестокое обращение – это не только побои и сексуальное насилие, это и игнорирование основных интересов и потребностей детей. Это и жизнь впроголодь, и рваная обувь, в которой хлюпает вода и мерзнут ноги; и некачественное образование, ограничивающее выбор профессии; и принудительная профориентация, не оставляющая ребенку этого выбора; это и отсутствие должной медицинской помощи.

    Но самое страшное – это психическое насилие над личностью, унижение ее достоинства; оскорбление, демонстрация неприязни; попреки куском хлеба или неблагополучными родителями. И бессмысленно надеяться, что воспитанные в такой атмосфере дети вырастут милосердными.

    Жестокое обращение – это и отказ в восстановлении справедливости, который я наблюдала в одной из школ. Девочку избил взрослый человек в стенах школы. Учителя видели распухшую щеку и царапины от пальцев на ней, но вместо того, чтобы наказать виновного и защитить подростка родителям заявили: «Вы ничего не докажете. У вас нет свидетелей». Унижение, ложь педагога, призванного защитить ребенка – все это пережила девочка. Допустимым стало одну назвать шлюхой, у другого сбросить учебники со стола, на третьего орать до посинения.

    Психическое насилие над личностью ведет к формированию у детей комплекса нервно-психических отклонений, делающих их «трудными», «опасными», дезадаптированными в социальной среде. Замедляется их психическое развитие, так как все силы тратятся на борьбу за выживание. Тяжелы и социальные последствия. Малообразованные, озлобленные, не имеющие навыков нормальной семейной жизни, они не в состоянии создать свою полноценную семью и жестокое обращение переносят на своих детей.

    Происходит трагическое воспроизведение насилия из поколения в поколение. Проблема отдельной семьи, отдельной школы или детского дома выливается в общенациональную – проблему психической деградации нации. Дети, познавшие жестокость окружающих, становятся алкоголиками или наркоманами, проститутками или членами каких-либо сект, кончают жизнь самоубийством или попадают в тюремную камеру.

    В ст. 19 «Конвенции ООН о правах ребенка» говорится о том, что государство обязано обеспечить защиту ребенка от произвола взрослых, от жестокого обращения. Россия ратифицировала «Конвенцию», а дальше что? Есть ли у нас на местах реальная власть, способная защитить детей? Кто остановит жестокость?

     

    Нина ЛОГВИНЕНКО, психолог


    Другие статьи на тему

    Старые рубрики / Семейный круг
    Советы читателей
    Советы читателей В рубрике «Семейный круг» мы не раз говорили о том, что заставляет людей старшего возраста искать пару и создавать семью. Для женщин это страх одиночества, желание чувствовать себя нужной, излить на кого-то нерастраченную теплоту и нежность...
    3077 2
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    (Продолжение. Начало в №44) Александра Академгородок уже отпраздновал свое десятилетие, когда ей предложили работу в одном из институтов, да еще с предоставлением квартиры...
    3094 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Кто даст совет?
    Существует множество неписаных законов, которые в реальной жизни имеют место быть. К примеру, если бутерброд падает, то по «закону подлости» непременно маслом вниз. А вот в моей психотерапевтической практике постоянно действует «закон парности случаев»...
    2951 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Призраки прошлого
    Они поженились, когда, как говорят, деваться было некуда. Ирина ждала ребенка, и это было уже очевидно для всех. Сергей долго не решался привести ее в дом и познакомить с матерью, хотя та постоянно интересовалась, когда же он, наконец, предъявит свою красавицу...
    3012 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Можно пойти на компромисс
    Судя по письмам и телефонным звонкам, проблема отношения отцов и детей волнует многих читательниц «Семейного круга». Сегодня мы хотим предоставить слово тем, кто пережил развод родителей и рос без отца...
    3186 0
    Старые рубрики / Семейный круг
    Бывших родителей не существует!
    Бывших родителей не существует! К сожалению, приходится констатировать, что после развода родителей дети становятся заложниками их взаимной неприязни. И что греха таить, зачастую инициаторами в этом неблаговидном деле становимся мы, женщины.   Никита, 14 лет...
    3601 0

    Популярное