«Крутой» альпинизм с «забегом» на Маттерхорн
«Крутой» альпинизм с «забегом» на Маттерхорн
«Крутой» альпинизм
с «забегом» на Маттерхорн
На траверсе Монблана в июне 2004 года мы с супругой случайно познакомились с англичанами. Немного помогли им с бивуаком в непогоду, угостили чаем с шоколадом. Потом общались через интернет, собирались друг к другу в гости. Наконец, в январе 2006 г. я и моя дочка Маша поехали в Великобританию, в графство Northants (150 км на север от Лондона). Маша училась в их колледже, а меня «проверяли» на стенах вершин Сноудонии (Уэльс). Естественным продолжением (ведь был пройден престижный маршрут «pulpiter» 7a/b на пик Трайфэн), тем не менее, очень приятным, оказалось приглашение в сборную команду графства Northants с целью восхождений в конце мая – июне в Альпах.
Приземление в Женевском аэропорту, встреча как с давними друзьями – Кевин, Алан, Иан, как будто и не расставались. Видимо, дружба, рожденная в горах, действительно крепка. Короткое пересечение Швейцарии – и долина Шамони, Франция.
Погода явно невесенняя: дождь, мрачные тучи. В горах сильно задержалась зима. Снежный покров около полутора метров, полмесяца непрерывно шли снегопады. Британцы скупают дома во Франции, вот и наша команда поселилась в доме Кевина Molly Blanc над городком Лезуш (рядом с Шамони). Прямо над нами – путь на Монблан. Но это – вотчина туристов. Наши планы куда серьезнее. Для акклиматизации поднялись на подъемнике на Агюи дю Миди, переночевали на отметке 3800 м с целью разведки снеговой обстановки. Безрадостно: высокая лавиноопасность, никто не ходит на восхождения. Поэтому решили из Франции переехать на юг, в Италию, в надежде, что там теплее и снега поменьше. В долине действительно тепло, но только приехали в Брюл, как ощутили ледяное дыхание с Маттерхорна (в Италии он называется Червино). Район вообще закрыт для восхождений, снег лежит даже на высоте 2000 м. Но упрямые британцы вышли на маршрут Лион (итальянская классика, сложность AD+, 4Б по-русски). Набарахтавшись в кулуарах в снегу по грудь, не смогли выйти даже на гребень – очень лавиноопасно, ума хватило отступить.
Ждать было бессмысленно, поэтому стали искать удачу в другом районе. Знаменитый Курмайор, Италия, хижина Бокалате. Мы – первые в районе. Видим предостережение горной жандармерии: выше 3000 м не подниматься. Но мы – команда британцев: отчаянные парни, чем-то они похожи на нас, русских. Выход на маршрут в 2 часа ночи, наст держит, пока движемся быстро. Выход на гребень Репасуа – стенку 80 м «проскакиваю» на одном дыхании по налипшему фирну: страшно, страховка условная. Далее большой кулуар с рыхлым снегом и скалы, покрытые фирном, на пик Вимпер массива Гранжорас. Как лез по этим скалам, даже сейчас не могу понять: балансирование на снежных нашлепках, страховка «мистическая». Особенно впечатлил траверс Арет Рошфор – Дент ду Джеант: два километра острого гребня, в Италию нависает карниз метра три над пропастью, во Францию «падает» ледовая стена метров восемьсот, двигаться можно по полосе сантиметров двадцать шириной. Страховка своеобразная: если кто-то подскальзывается, его напарник обязан прыгать в другую сторону от гребня, иначе оба улетят в пропасть. Такой вот «крутой» альпинизм. В хижине Торино, куда мы вернулись, встретили нас с явным недоумением. «Ну и ну…» – звучало бы это по-русски.
После снегов и страхов решили мы отдохнуть. Хижина Торино – это отель примерно три звездочки: бар, ресторан, деликатесные блюда, уютные комнаты, душ, камины, только расположен этот отель на леднике на высоте 3800 м. Прямо с Курмайора (примерно 800 м) в хижину ведет подъемник с уютными вагончиками: 10 минут – и вы на 3 км выше. Народу на леднике много, но, в основном, это гуляющие туристы. В Альпах при этом очень чисто, чего не скажешь о наших горах, особенно «замусорен» Алтай – явно у наших соотечественников не хватает элементарной культуры. В Альпах мусор собирают в большие баулы, которые вывозятся вертолетами с хижин.
Несколько дней мы просто «оттягивались» на теплых скалах Марбрес около хижины Торино: как это здорово – не месить снег по пояс. Уверовав в свои силы, вышли на приличное восхождение – отвесную Южную стену пика Дент ду Джеант. Это – французская классика, сложность TD (5Б по-русски – уровень сильных кмс). Вершина очень престижная: также как на Петит Дрю на ней водружена Святая Мадонна. Параллельно работала на соседнем маршруте двойка французских гидов. Невольно замечаю большую разницу между русским и европейским стилем альпинизма. Наши «идут» маршрут во что бы то ни стало, любые средства хороши. Главное – «взять» вершину. Европейцы не «берут» вершину, это не главное, они наслаждаются процессом лазания. Уровень свободного лазания у них явно выше, чем у нас. Если маршрут пробит крючьями, дополнительно бить свои не принято, не можешь пролезть – спускайся вниз и тренируйся дальше. Ходят совсем налегке, темп работы высокий, любые маршруты проходят за день. Если маршрут на 14-16 часов, стартуют с хижины в 2 ночи, но возвращаются в тот же день назад в хижину. Безопасность – прежде всего: восходитель может по сотовому вызвать вертолет, и через полчаса он его снимет со стены. Горные спасатели помогут в любой момент. Расходы покрывает страховая компания, при этом все восходители застрахованы в обязательном порядке. Членам горных клубов даются приличные скидки в хижинах, в сервисе. Сильные альпинисты очень много тренируются: скальная подготовка, ледовая, кроссы по пересеченке, поэтому они и «ходят» стены как боги. У европейцев альпинизм действительно спорт, а не «образ жизни» как у нас. Чистых профессионалов очень мало, в основном, все работают в какой-то сфере или имеют частный бизнес. И много тренируются, чтобы классно ходить в горах. Поэтому мы очень старались на стене Джеанта, понимая, что двойка французов за нами тоже наблюдает. Лазание на всем протяжении стены 6а-6с, пара коротких мест 7а, которые я с 3-4-й попытки все же пролазил. Вершина! Банкет в Курмайоре с местными гидами, здорово!
Но нас ждал гвоздь программы, то, зачем мы прибыли в Альпы – юго-восточная стена Маттерхорна, сложнейший маршрут между Furggen и Abruzi, сложность TD+, 6c (6А по-русски – уровень мастеров спорта). Снова городок Брюл, Италия, снега поубавилось, появились надежды и амбиции. Стена сплошным пролетом начинается с 3480 м и выводит почти на вершину 4477 м. Это была отличная работа сплоченной команды. Думаю, мы стали еще больше друзьями, как-то роднее друг другу. Срывы на нависающих участках, лазание на пределе – все было рабочим, нормальным продвижением вверх. А там... Вершинный гребень метров 150 с рыхлым, зыбким, глубоким снегом. Очень опасно. Было реально всей командой рухнуть с карнизом в километровую пропасть и еще 500 м докатиться обрубками тел до базового лагеря на леднике. Отчаянные британцы вновь меня поразили, на этот раз хладнокровным благоразумием: мы начали спуск по веревкам вниз. Но стена пройдена, а это главное.
Вернулись в Molly Blanc, дом Кевина во Франции. Снег сублимировался, форма отличная – и мы устроили забег на Монблан. У британцев это модно: бег в гору (fellrunning). С 800 м до 4807 м мы «забежали» за 9 часов, неспешно «сбежали», посетив все хижины и ресторанчики, за 6 часов – Монблан вверх и вниз за один день (все ногами от долины и обратно, никаких подъемников), так-то! Французские гиды окрестили нас «crazy Englishmen & Russian», итальянцы добавили – «idiots». Так и есть, конечно же, кто бы сомневался. Но нам вместе было здорово. И хочется надеяться, что у каждого из нас другие «вершины еще впереди».
Анатолий БУЛЫЧОВ.
Комментарии
очень интересный рассказ: экстрим не то слово!