Как разговорить ребенка
Как разговорить ребенка
Как разговорить ребенка
Моему сыну 1 год 8 месяцев. Во время последнего посещения поликлиники невропатолог сказала нам, что у ребенка задержка речевого развития. Сын говорит несколько десятков слов, умеет соглашаться и отказываться, может дать понять, когда ему что-то требуется. Невропатолог говорит, что в этом возрасте дети уже говорят простыми предложениями. Пока, мол, еще все не так критично, можно попробовать справиться своими педагогическими и психологическими силами. Но если мальчик не заговорит через несколько месяцев, то потребуется медикаментозное лечение.
Неужели дети в самом деле уже так хорошо говорят, и что нам делать, чтобы избежать приема лекарств?
Дети осваивают речь с разной скоростью. Принято считать, что девочки делают это немного быстрее, чем мальчики. Тем не менее, есть некие усредненные нормы, на которые ориентируются врачи и педагоги. Выглядят эти нормы так:
- Кроме сочиненных самим малышом слов к году в его речи появляются от пяти до десяти-пятнадцати общеупотребительных слов (чаще всего это мама, папа, баба, дай, на).
- В 1,5 года словарный запас составляет уже около ста слов, появляются первые предложения из двух-трех слов.
- В 2 года маленький человек использует в своей активной речи до 250-300 слов и понимает почти все, что ему говорят взрослые.
- В 3 года – 1000-1200 слов.
Как развивать речь:
- много разговаривайте с ребенком;
- не торопитесь исполнять желания ребенка, пока он не скажет о них;
- терпеливо выслушивайте, что говорит малыш;
- читайте ребенку книжки;
- разучивайте с малышом потешки, стишки, считалки;
- развивайте тонкую моторику (мелкие пальчиковые движения) малыша. Развитые, искусные, умелые пальчики – это и аккуратное письмо, и правильная артикуляция. Тренировка пальцев рук совершенствует мозг, те его зоны, которые ответственны за речь.
Сухой пальчиковый бассейн
Небольшая емкость (2-3-литровая миска) наполняется сухим материалом, можно использовать любой вид крупы, пуговицы, бумагу, цветные шарики и т.д. На дно кладутся мелкие игрушки, например, из киндер-сюрпризов. Ребенку предлагается их отыскать.
Кубики и конструкторы
Построить башню – задача не из легких. Особенно, для непослушных пальчиков. Но это, казалось бы, нехитрое занятие, прекрасно развивает координацию движений, чувство равновесия, знакомит с простыми физическими законами (например, опытным путем ребенок убеждается в том, что самый большой и тяжелый кубик лучше класть в основание конструкции, а маленький и легкий пригодится для ее завершения). Кстати, еще один вариант элементарного конструктора – всем известные пирамидки.
Рамки и вкладыши
В педагогическую практику эти игрушки ввела М. Монтессори. Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, или матрешки). Еще один вариант объемных вкладышей – так называемый сортер, или логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы, куда надо вложить соответствующую фигуру).
Мягкие конструкторы
Они бывают плоскостными – когда на однотонном поле нужно собрать человечка, животное или геометрическую конструкцию, а бывают – объемными, трехмерными (снеговик, клоун, башня). Для развития мелкой моторики здесь служат липучки.
Фигурки на магнитах
Вам надоела скучная белая поверхность холодильника? В этом случае можно поручить его дизайн вашему крохе и выдать ему магнитную мозаику (она бывает в виде разноцветных букв, цифр, геометрических фигур).
Доски Сегена (разборные картинки)
Самый простой вариант – паззлы, доступные даже годовалым карапузам, представляют собой фанерные дощечки с картинками, которые разрезаны на несколько частей. Для самых маленьких – не более 2-3 деталей. Затем их количество постепенно увеличивается.
Разговаривайте с ребенком как можно больше. Разговаривайте, играя, разговаривайте просто так. Речь, ее развитие, очень важна для ребенка потому, что если малыш не знает названия вещи, он ее как бы не видит. Для него мир пуст.
Анна БЕРДНИКОВА, психолог (тел. 8-913-905-0940)
Комментарии