«К трудностям – с юмором!»
«К трудностям – с юмором!»
Наш корреспондент встретился с участницей телепроекта «Голос».
Гульнара БАЙГУЗИНА – уфимский автор-исполнитель. Родилась 22 августа 2001 года. Выпускница филфака БашГУ. Победитель и лауреат многих конкурсов, в том числе #каверниагутина, KFC BATTLE FEST, «Громче!», Всероссийская Студенческая Весна. В октябре 2022-го состоялся релиз дебютного альбома «Бескрайность». В этом году стала участницей 11-го сезона телепроекта «Голос» на Первом канале. Дошла до четвертьфинала.
– Этим летом вы окончили филфак. Диплом в кармане – можно перебираться из родной Уфы в Москву? Будете петь или преподавать русский язык и литературу?
– Это самый сложный на данный момент вопрос! После полугода на телепроекте «Голос» хотелось бы всерьёз настроиться на музыкальное творчество, сосредоточиться на нём, не отвлекаясь ни на какие сложноподчинённые предложения (улыбается). Мне интересно изучить процесс самостоятельного создания музыки. Сейчас вокруг не просто исполнители, но и авторы, которые могут себе аранжировку написать. В этом плане на меня очень сильно повлиял мой наставник в «Голосе» Антон Беляев. Много времени провела у него на студии, посмотрела, что и как он делает. Показал мне начальные шаги в аранжировке, в продвижении себя как автора. Вдохновил на поиск своего пути.
– Написание диплома и участие в «Голосе», выходит, можно совмещать?
– Это было очень интересно (смеётся). Теоретические главы я писала именно в студии Антона! После репетиций вечерами дописывала…
Видите ли, я изначально не планировала пройти в телепроекте так далеко. Моей целью было выйти и постоять перед красными креслами на слепых прослушиваниях. Важно было спеть достойно. Думала: главное не соскочить с ритма, ведь от волнения это запросто может произойти. И тут вдруг все начали поворачиваться… И на поединках я тоже ничего не загадывала. Нужно было хорошо спеть и хорошо прочитать рэп. Рэп, боже мой!... Но когда я прошла дальше, первой мыслью было: кажется, мой диплом снова задерживается.
Эта многозадачность вдохновила на работу. У меня есть проблема с тайм-менеджментом, я всюду опаздываю. Если же известен дедлайн, то дело ускоряется значительно (улыбается).
– Недавно я брал интервью у участника «Голоса» из команды Билана. Тот признался, что видел своего наставника только в кресле на записи программы. А вам, получается, повезло больше?
– Очень сильно повезло! Выбор был ужасно сложный. Я, повторюсь, даже не думала, что придётся к кому-то идти в команду. Баста повернулся ко мне на второй секунде, следом повернулась Полина и заблокировала Преснякова. Антон Беляев тоже быстро развернулся и улыбался всё моё выступление. Кого выбирать? Правда, должна сказать, Беляев – тот музыкант, за чьим творчеством слежу, и мне нравятся аранжировки, которые он делает. Он кропотливо с нами всеми занимался. Мы встретились командой, познакомились, попели разные песни. Потом начали репетировать дуэты. Антон сам придумывал и прописывал аранжировки. Занимались много: постоянно что-то пробовали, подсказывали друг другу, обсуждали сценические образы, примеряли костюмы. Я из Москвы в Уфу практически не возвращалась, если и прилетала на учёбу, то максимум на неделю. Антон не делегировал никому никаких полномочий, работал с нами буквально в режиме 24/7.
– Уточню: педагоги у Беляева были? Нереально пахать в телепроекте в режиме «один, без ансамбля»…
– Конечно же, мы сразу встретились со всей его командой: менеджерами, звукорежиссёрами, инженерами, стилистами. Это одна большая дружная семья, с ними очень классно.
– Раскройте секрет: есть ли на проекте самый главный по музыке, кто говорит, что можно петь, а что нет?
– Рекомендации, сколько песен должно быть на русском языке, а сколько иноязычных, конечно же, существуют. Это входит в правила телепроекта. Большинство песен, которые исполнила в «Голосе», предложил Антон. Я их не знала, предстояло выучить нотный материал. Когда наставник предложил исполнить композицию Эминема, засомневалась: «Смогу ли?». И услышала решительное: «Конечно, сможешь!» Текст учила долго, около недели. Когда выучила, оказалось, что это было самым лёгким (улыбается). Предстояло придумать, как подать песню, как её изменить. И представить публике.
Сначала я была в этом номере с гитарой – поскольку совершенно не умею двигаться на сцене. А на генеральной репетиции за день до эфира ко мне прямо во время песни подошёл Антон и забрал гитару! Говорит: «Бери микрофон со стойки и пой, двигайся». Я стояла и думала, что выгляжу как клоун. Но деваться было некуда. Зато во время съёмок в начале второго куплета так разошлась, что бросила назад микрофонную стойку (улыбается). Просто отпустила все свои страхи и предрассудки. Испытала кайф от того, что поймала в сложном номере ощущение внутренней свободы! Раскачала зал!
– Практически все конкурсанты публично благодарят худрука оркестра «Голоса» Сергея Жилина. Что в этом музыканте такого особенного, он реально волшебник?
– В его оркестре собраны действительно высокопрофессиональные музыканты. Поражает скорость, с которой они разучивают новые произведения для съёмок. А сколько песен они выучили перед слепыми прослушиваниями! Это колоссальная работа.
Особая ценность телепроекта «Голос» в том, что всё звучит вживую, фонограмма не используется. Для этого ведётся большая работа над звуком. Сначала мы репетировали с музыкантами Антона. За 5 дней до съёмки приезжали на репбазу оркестра Жилина, где 2-3 раза проходили свои номера. До этого оркестр знакомится с нашими нотами, то есть все готовы к прогонам. Ещё одна репетиция – на «Мосфильме», а в день съёмок, до записи – ещё одно выступление под оркестр, каждый номер исполняется дважды.
– С каких песен начинали в детстве?
– В 10 лет пела Агутина, «Браво», «Машину времени». Попросила родителей подарить гитару (улыбается). Папа отвёз меня к частному учителю музыки, где я узнала, как держать инструмент правой рукой и как играются три аккорда в мажоре: до, соль и ре. Так научилась исполнять песню «Этот город самый лучший на земле». Дома было ужасно больно ставить аккорды, одна струна никак не прижималась. И тогда я подумала, что можно и дальше просто петь, не играя ни на каком инструменте. На месяц отложила гитару, не ездила заниматься к учителю. Пока мама не обратила на это внимание. Было лето, каникулы, и я стала потихоньку осваивать инструмент. Решила выучить вторую песню, из американского сериала. Нашла аккорды в интернете, там же посмотрела аппликатуру. Таким образом за год научилась играть самостоятельно. Последние три года изучаю джазовую гармонию, новые аккорды.
– Главный урок «Голоса», который вы получили?
– Продолжать работать наперекор неудачам и инфошумам. Когда отвлекаешься, теряется качество исполнения. А ещё Антон Беляев научил относиться с юмором к трудностям. Он может простебать сложившуюся трудную ситуацию, а ты сидишь и смеёшься вместе с ним над всей этой ерундой.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото из личного архива Г. Байгузиной
Комментарии