• ПоискГлавная
  • Подписаться на НовостиНовости
  • Подписаться на СтатьиСтатьи
  • Подать объявлениеГазета
  • Доска объявлений
  • Подать объявление на сайт
  • Академгородок
  • О нас
  • Афиша
  • Прайс
  • Юридическая информация
  • Политика конфиденциальности
  • Карта сайта
  • Написать в редакцию
  • Войти
  • 01:59 пятница, 22 ноября
    Академгородок:
    Пробки: 0 баллов
    22.11.2024
    USD: 100.68
    EUR: 106.08
    Мы в соцсетях:
    Подписаться на Статьи
  • Происшествия
  • Человек и общество
  • Государство и власть
  • Наука и образование
  • Культура и спорт
  • Животные
  • Письма
  • Даты
  • Без рубрики
  • 25 января - Татьянин день
  • 26 января – Международный день таможенника
  • 23 февраля – День защитника Отечества
  • 15 марта - День защиты прав потребителей
  • 12 апреля – День космонавтики
  • 9 мая – День Победы!
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер
  • 31 мая – Всемирный день отказа от курения
  • 1 июня – Международный день защиты детей
  • 8 июня – День социального работника
  • 22 июня – День памяти и скорби
  • 29 июня - День изобретателя и рационализатора
  • 27 июля – День работника торговли
  • 9 августа – День строителя
  • 5 октября - День учителя
  • 23 октября – День работника рекламы
  • 10 ноября – День сотрудника ОВД
  • 22 ноября – День матери
  • 65 лет Великой Победе
  • К 70-летию Великой победы
  • В колонне бессмертного полка
  • Юбиляры победного года
  • Советскому району – 60
  • К 100-летию ВЛКСМ
  • 22 декабря – День энергетика
  • К 120-летию академика М.А. Лаврентьева
  • К Дню автомобилиста
  • К 110-летию генерала-строителя Н.М. Иванова
  • Спецпроект
  • Старые рубрики
  • Здоровье и медицина
  • «ЗНАЙ НАШИХ». НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
  • Жизнь и труд – неразделимы

    Жизнь и труд – неразделимы


    В былые времена СМИ освещали трудовые достижения советского народа с таким пафосом, что с наступлением новой эпохи набившая оскомину интонация канула в небытие, а вместе с ней – будто бы и сами достижения. Но они были, и за ними стояло множество людей, для которых труд на производстве стал смыслом жизни.

    К таким людям принадлежит Аркадий Никифорович Козлов. Тридцать лет он посвятил работе на Опытном заводе СО АН СССР. Прошел путь от простого слесаря до старшего инженера и начальника бюро АСУ. На протяжении многих лет его имя, наряду с другими сотрудниками, было связано с рационализацией и усовершенствованием труда на производстве.

    Как начинался трудовой путь этого человека? Родился он в Новосибирске в 1926 году. В начале войны поступил в авиационный техникум, но тогда получить образование не удалось. Сам о себе он говорит так: « Меня образовывала жизнь».

    В Новосибирск эвакуировался 208-й ленинградский завод, и молодой парень стал на нем работать.

    – Тогда по всей стране у населения конфисковали радиоприемники, чтобы люди не могли ловить зарубежные радиостанции. А информацию получали только по общему радио от Советского Информбюро. Так вот на заводе из этого конфиската делали полевые радиостанции,– рассказывает Аркадий Никифорович.

    В цехе работали четверо ребят и пятнадцать девушек. Видимо, по молодости лет не утихла еще в девчонках тяга к шалостям. Однажды они вылили скипидар, которым оттирали лишнюю краску со шкал, на стул, куда и сел юноша, не разобравшись, – ведь скипидаром пахло по всему цеху. Пришлось срочно отпрашиваться с работы и бежать через весь Красный проспект домой, чтобы отмыться от жутко щиплющего вещества. Буквально через несколько дней молодого человека перевели в лабораторию:

    – Я тогда подумал: куда угодно, лишь бы от этих девчонок подальше. Так я стал ремонтировать радиостанции для подводных лодок.

    Аркадий Никифорович награжден медалью за доблестный труд во время Великой Отечественной войны.

    В 44-м году, во время службы в армии, он попал на северное побережье Чукотского полуострова:

    – Там была вольфрамовая гора. Какие красивые кристаллы вольфрама – восьмигранные, черные в белом кварце! Раньше вольфрам возили через Берингов пролив, а водный путь доступен только месяц в году, остальное время – во льдах. И вот мы строили от горы дорогу в 250 километров, аэропорт, поселки в заливе Креста.

    После армии он работал в Северо-Алтайской геологической экспедиции буровым мастером. А дальше было строительство Новосибирской ГЭС.

    – Одной рукой я учился, другой управлял экскаватором, а третьей занимался общественной работой, – шутит Аркадий Никифорович.

    Учился в техникуме по специальности эксплуатация и ремонт строительных машин. Единственный из 46 выпускников двух групп удостоился красного диплома. Конечно, помогла практика на стройке. Аркадий Никифорович получил высшую квалификацию – машинист вне разряда.

    За честность и ответственность был избран председателем товарищеского суда. С горечью он вспоминает такой случай:

    – Рабочие сгружали бутовый камень. Стоял страшный мороз. И вот один парень не вышел на работу. Раз не вышел, два... Поступил приказ судить его товарищеским судом. А они с сестренкой в землянке жили. Родителей нет. У них одни сапоги на двоих. Он на работе – она дома сидит, уроки пропускает. Она в школе – ему не в чем выйти. Ну, всё же судили парня. Вынесли порицание. Но было принято решение: одеть, обуть, перевести в общежитие за счет бетонного завода. Этим один начальник был сильно недоволен. Мне тогда несладко пришлось.

    От начала строительства и до его завершения Аркадий Никифорович трудился на стройке, а после сразу был приглашен на Опытный завод СО АН.

    – Сложность этого производства заключалась в том, что оно было единичным, нестандартным. Наш завод обслуживал более сорока институтов. У каждого из них десятки тем, и каждый горит желанием срочно получить готовое изделие. Поступало до 120 заказов в месяц –  примерно полторы тысячи наименований в год самой разной сложности из разных материалов. Мы изготавливали и клетки из нержавеющей стали для подопытных мышей, и электронный ускоритель элементарных частиц, для которого понадобился пуд серебра.

    В конце 1967 года (тогда Аркадий Никифорович был уже главным диспетчером ПДО) накопилось более 15000 сверхурочных часов! В первые две декады план выполнялся всего на 10-12%, и только к концу третьей нагоняли упущенное.

    – Весь Союз занимался бесконечными планерками. Факты, излагаемые директорам заводов, порой были лишены достоверности, – продолжает рассказ Аркадий Никифорович. – Стало понятно, что наше предприятие не готово к большому объему работы из-за нерационального планирования. Пора выходить из этой ситуации. Нужно что-то менять!

    И вот тогда группа сотрудников при непосредственном участии Аркадия Никифоровича стала работать над системой СПУ (сетевое планирование и управление), предложенной первым директором завода Н.В. Архиповым. Она принципиально отличалась от традиционной. Все функции завода – в одном графике! Построение схемы выполнения работ по каждому изделию отличалось простотой и при этом скрупулезностью, давая понять достоверными фактами, из-за чего случаются простои и недочеты в производстве. А информационная карта позволяла проследить за тем, как выполняются работы в каждом цехе и подразделении. Мастер, бригадир, администратор, заполняющий карту, ощущал персональную ответственность. Это должно было привести к стабильной работе завода с нормированным восьмичасовым рабочим днем. Благодаря нововведению, план стали сдавать подекадно. Но на это потребовались годы.

    Центральным бюро технической информации и пропаганды был объявлен конкурс на лучшее предложение по усовершенствованию организации производства. Работа специалистов Опытного завода СО АН заняла в нем второе место.

    – Первое не дали никому. Наша работа получила самые лестные отзывы, но с замечанием: изложено нелитературным языком! – смеется Аркадий Никифорович.

    Московское издательство «Экономика» в 1979 году опубликовало работу отдельной книгой. Ее авторы – Л. Андросова, А. Герт, Ю. Киселев (директор завода) и А. Козлов.

    Начиная с 1968-го и до середины 80-х годов с системой СПУ ознакомились специалисты более ста предприятий различной направленности из разных городов и республик СССР.

    – Приезжали на наш завод из Москвы, Ленинграда, Риги, Ташкента и других городов и всегда неизменно удивлялись нашему достижению. Поначалу даже не верили в его возможность, хотели убедиться воочию. Потом заключали договоры по содействию во внедрении нашей системы. У себя мы проводили что-то вроде семинаров, и сам я побывал во многих городах с лекциями.

    В 1986 году Аркадий Никифорович Козлов вышел на пенсию. Предприятие, с которым неразрывно связана интересная и яркая трудовая жизнь, переживает восстановление, чему он очень рад:

    – Сейчас там толковый руководитель. Как только Станислав Болеславович Иваницкий пришел, сразу начал пытаться возродить завод, хотя дело это довольно непростое. Трудностей хватает, да и актуальность проблемы организации труда остается.

    В возрасте 79 лет Аркадий Никифорович был приглашен на завод консультантом по организации производства. Этой деятельностью он занимался три года.

    Без всякого пафоса можно сказать, что труд стал для этого человека не только смыслом жизни, но и самой жизнью!

    Ирина ЛЕВКОВСКАЯ


    Другие статьи на тему

    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Искусство преображает мир!»
    365 0
    "Навигатор" № 45 (1467) от 15.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стучаться в разные двери!»
    437 0
    "Навигатор" № 43 (1465) от 01.11.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Стихи читают в одиночестве!»
    334 0
    "Навигатор" № 42 (1464) от 25.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное – мастерство»
    341 0
    "Навигатор" № 41 (1463) от 18.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Поэзия травмоопасна!»
    1214 3
    "Навигатор" № 40 (1462) от 11.10.24
    Человек и общество / Встреча с интересным человеком
    «Главное в дирижёре – жертвенный образ жизни»
    448 0
    "Навигатор" № 38 (1460) от 27.09.24

    Популярное