Фантазии или ложь
Фантазии или ложь
Дочка 6,5 лет часто рассказывает небылицы, выдавая их за правду. Меня, конечно, радует, что у неё фантазия развитая, но как не допустить превращения во врушку? Ведь это чревато неприятными последствиями.
Как-то я увидела на пальчике порез от бумаги и спросила, в садике ли она поранилась. На что получила ответ: «Нет, мама, ты что? Слушай. Однажды я шла по тёмному лесу и на меня напали, представляешь, волки!» В подобных примерах вроде бы нет ничего страшного. Но на днях она рассказывала воспитателю, что нашу бабушку сильно покусала собака – даже в больницу увезли, и воспитатель потом озабоченно меня расспрашивала об этом. Или по секрету поведала своей подруге (к счастью, дочери наших друзей), что я не её настоящая мама.
Последствия небылиц могут быть опасными. Как это предотвратить, а фантазии направить в мирное русло?
Фантазии ребёнка – это развитое воображение, хороший словарный запас, много положительных эмоций. Однако вы совершенно правы, когда говорите о балансе и границах приемлемого. Очень важен вопрос о том, как способствовать, с одной стороны, развитию навыков фантазирования, а с другой – не позволить превратиться во врушку.
Первое, о чём стоит говорить здесь с ребёнком, уместность происходящего. Лучше это делать не в нотационном ключе. Можно вместе почитать рассказ Н. Носова «Фантазёры» и обсудить, что и как там происходило, почему именно таким образом. Мальчишки фантазировали о своих приключениях, каждый из них знал, что другой воображает, и получали от этого удовольствие. Удовольствие для всех участников процесса и отсутствие вредных последствий – пожалуй, ключевой показатель уместности фантазий. Выдумки Игоря из рассказа привели к тому, что его сестра пострадала – это неподходящие фантазии.
Таким образом можно проверять разные ситуации. Возьмём, например, басню Л. Толстого «Лгун», где мальчик несколько раз обманул взрослых криками о волках. А когда помощь действительно понадобилась, никто не пришёл.
Можно поговорить о фантазиях самого Николая Носова – писателя. Приходят человеку в голову интересные сюжеты и небылицы – он пишет книгу. Ваша девочка тоже может себя попробовать в писательском творчестве: записать или нарисовать несколько забавных историй. Возможно, так произойдёт ранняя профориентация, кто знает.
Или вот история с бабушкой. Если бы бабушка сама пришла в садик за внучкой, и воспитатель спросила бы её о самочувствии, та, скорее всего, расстроилась бы. Даже если бы расспросов не было, то воспитатель бы подумала, что девочке верить нельзя, и перестала бы с вниманием относиться к её словам, как в басне «Лгун».
Что касается драматической ситуации с тем, что вы не её мама, возможно, дело здесь в следующем. Дочь, не вполне понимая содержание того, что говорит, отчётливо замечает, как её слова отражаются на вашем состоянии. Она получила способ управления мамиными эмоциями, поэтому давит туда всякий раз, когда предоставляется возможность. Не обязательно для того, чтобы обидеть. Чаще, наверное, чтобы посмотреть на оказываемый эффект. Для того чтобы снять это напряжение, с дочерью стоит поговорить о ваших эмоциях, о том, что вы чувствуете, когда слышите её слова. Вам горько и обидно, а ещё досадно, что она снова и снова повторяет эту версию.
Таким образом, именно ваша реакция и реакция других значимых взрослых на фантазии девочки может стать маркером-ограничителем и показателем уместности происходящего. Поэтому о своей реакции тоже нужно периодически говорить.
А. Бердникова, психолог (8-913-905-09-40)
Фото с сайта russianpoetry.ru
Комментарии