Евгений Евтушенко: «Мы выстоим!»
Евгений Евтушенко: «Мы выстоим!»
18 июня в киноконцертном комплексе им. Маяковского прошёл творческий вечер Евгения ЕВТУШЕНКО «Поэт в России больше, чем поэт». Евгения Александровича, который 18 июля готовится встретить 83-летие, зал приветствовал стоя. С цветами вышли на сцену глава управления культуры мэрии Владимир Державец и замгубернатора области Виктор Шевченко, назвавший Евтушенко великим русским поэтом.
В концерте вместе с мэтром участвовали обладатель Гран-при фестиваля «Москва-Ялта-транзит», лауреат «Романсиады» 23-летний баритон Евгений Сорокин и два народных артиста России – Игорь Скляр и Дмитрий Харатьян. Перед началом программы Евгений Александрович охотно ответил на вопросы журналистов.
– Вышла Ваша книга стихов «Не теряйте отчаянья». А что можете сказать о Новороссии не в рифму?
– То, что я принял близко к сердцу ситуацию на Украине, по-моему, хорошо видно по моим стихам! Но я не ориентируюсь на политиков, пишу для всех. Достоевский назвал лучшим качеством Пушкина «всемирную отзывчивость». Ей все мы и должны учиться. Однако сейчас довольно много людей, у кого, кроме национализма, больше нет никакой духовной сферы. Принижать чужую культуру недостойно. Таким людям никогда не удастся поднять собственную страну. И нельзя стоять на своей упёртой позиции, надо рассматривать ситуацию со всех сторон.
Невозможно не признать, что сейчас идёт не объявленная мировая война. В неё втянуты 15-17 стран. Войны начинают крохотные кучки политиканов, а страдают целые народы. Важно объединяться, а не прятаться по своим болотцам, кочкам, ямам.
Сегодня на долю нашей страны в очередной раз выпали тяжёлые испытания. Уверен, об этом трудном и очень интересном времени напишут множество книг. Ситуация непростая, но мы снова выстоим, как выстояли в Великую Отечественную в битве с фашизмом!
– Вы приехали к нам накануне Дня памяти и скорби...
– Мы хорошо знаем, как начиналась Великая Отечественная, что ей предшествовало. Были глупые и преступные массовые расстрелы видных военачальников, в первые дни войны армия потеряла 1200 самолётов. И всё же народ поднялся выше личных обид. Первый пример мужества и героизма общеизвестен: защита Брестской крепости. Свой вклад в общее дело Победы внёс и я. Девятилетним стоял на крыше московской школы №254 на Третьей Мещанской, с лопаткой наперевес, готовясь тушить песком зажигательные бомбы. Мама в составе агитбригады выступала с концертами и в результате сорвала голос. Не жалеть себя – тогда это крепко сидело в массовом сознании.
Наше поколение «шестидесятников» – исключительное. Мы бы очень хотели видеть своими наследниками нынешних молодых поэтов. Надеюсь, в них наконец проснутся гражданские чувства. Нельзя спокойно взирать на то, как высокопоставленные чиновники, в том числе и люди в штанах с генеральскими лампасами, бесстыдно обворовывают страну.
– Когда-то Ваши коллеги разоблачали Пастернака!
– Мне повезло познакомиться с Борисом Леонидовичем в 1959 году. В то время я был женат на Белле Ахмадулиной, которую считаю достойной наследницей поэзии Ахматовой и Цветаевой. Наши однокурсники по Литинституту хвастались чаепитиями с Пастернаком, за глаза называли его Борей. А когда они имели наглость прийти к нему домой и сообщить, что вынуждены подписать письмо с осуждением его взглядов, Пастернак разрешил предать себя. Потом он сокрушался: «Что я наделал! После этого ни один из них не станет большим поэтом!» Так и произошло: один, став директором издательства, быстро проворовался, другой спился, его нашли замёрзшим на уличной скамейке. А Пастернак остался в литературе.
– Вы режиссёр кинокартин «Детский сад» и «Похороны Сталина». Что думаете о нынешнем отечественном кинематографе?
– Сильная вещь – «12» Никиты Михалкова. Это не новый фильм, но мне он очень понравился. Некоторые не любят самого Михалкова и отдельные его высказывания. Но не будем забывать: у него пять гениальных фильмов. Это много!
Не так давно обсуждался «Левиафан». Это профессиональный фильм. В нём, на мой взгляд, не хватает тепла, любви к людям. Зловатый фильм, зловатый.
К некоторым кинокартинам я писал песни. Давно нравится вальс из фильма «Берегись автомобиля». И однажды я подарил композитору Андрею Петрову стихи на эту мелодию. Получилась песня, её спели Татьяна и Сергей Никитины: «Тот, кто с хрустальной душой, тот наказан расплатой большой; остаются лишь крошки стекла – жизнь прошла…»
– Нет-нет, жизнь продолжается, Евгений Александрович! Что в ближайших планах?
– Заканчиваю новый роман – про то, как 12-летние дети, мальчик с девочкой, пробирались на фронт бить фашистов. Продолжаю издавать антологию «Десять веков русской поэзии», уже вышло три тома. Планировал уложиться в пятитомник, но не получилось. Сейчас составляю шестую книгу.
– Судя по программе концерта, жизнь по-прежнему немыслима без музыки?
– Да, это так. В нашей команде выступает молодой певец Женя Сорокин. Мне нравится, как он поёт Галича, «Трубят егеря».
Примером гениального исполнения для меня служит «Тёмная ночь», спетая сербскими партизанами у стен советского посольства, когда после войны возник конфликт в отношениях между нашим и югославским правительством.
Ещё на концерте вы услышите песню Вертинского «Что за вечер в степи молдаванской». Это был обаятельный человек и великий артист. Как известно, в 1943 году Вертинский вернулся в СССР на поезде, следующем из Манчжурии. В Чите, где собирался выступить, он вышел из вагона, поставил чемоданы, встал на колени и поцеловал перрон: «Здравствуй, матушка-Россия!» Поднявшись и увидев, что чемоданов рядом нет, вздохнул и сказал: «Узнаю тебя, Россия…» Эту историю мне рассказала мама, которую оправили лечиться от тифа в читинский госпиталь. Ей, вскоре выздоровевшей, дали комсомольское поручение: купить Вертинскому новые чемоданы и сшить к ним защитные чехлы...
– «Литературная газета» совместно с журналом «Сибирские огни», областной научной библиотекой и студией сибирской драматургии открывают в Новосибирске «Агентство литературных новостей Сибири» для объединения литературных сил. Что пожелаете нашим читателям?
– Прежде всего хочу обратиться к молодым писателям. Надо любить поэзию. Поэзию в широком смысле. Конечно, она должна быть исповедью творца, художника. Но высшая ступень литературы не только в высказывании от имени себя любимого. Есть ещё исповедь своего народа. Когда автор становится писателем тех, кто не пишет, когда он высказывается за них. Вот что такое высокое литература. Об этом надо помнить поэтам и прозаикам...
* * *
На концерте Евгений Александрович прочёл четыре стихотворения: «Футбольный матч СССР-ФРГ», «Земляника», «Трагические свадьбы», «Всегда найдется женская рука...». За 45 минут до предполагаемого конца программы поэт почувствовал себя плохо и ушёл со сцены.
– Что-то мне нехорошо... Не знаю, вернусь ли я к вам, – это были последние слова Евтушенко, адресованные новосибирской публике.
Услышим ли мы ещё знаменитого поэта? Бог знает. Очевидно одно: стихи Евтушенко будут с нами до тех пор, пока существует наша страна. «Если будет Россия, значит, буду и я», – вот и открылся соотечественникам подлинный смысл евтушенковской строки.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото Виктора Дмитриева
Комментарии